Аль-Фараби — философ и учёный-энциклопедист Востока

Аль-Фа­ра­би Абу-Наср Ибн Му­хам­мед  - фи­ло­соф, уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист, один из глав­ных пред­ста­ви­те­лей вос­точ­но­го арис­то­те­лиз­ма, пе­ре­пле­та­ю­ще­го­ся с не­оп­ла­то­низ­мом. Про­зви­ще — Вто­рой учи­тель (пос­ле Арис­то­те­ля). Жил в Баг­да­де, Алеп­по, Да­мас­ке. Ос­нов­ные со­чи­не­ния: "Гем­мы муд­рос­ти", "Трак­тат о взгля­дах жи­те­лей добро­де­тель­но­го го­ро­да", трак­тат о клас­си­фи­ка­ции на­ук, "Боль­шая кни­га о му­зы­ке".
Аль-Фа­ра­би ро­дил­ся в 870 го­ду в рай­о­не Фа­ра­ба, в го­род­ке Ва­сидж, у впа­де­ния ре­ки Арысь в Сыр­дарью (тер­ри­то­рия со­вре­мен­но­го Ка­зах­ста­на). Он вы­хо­дец из при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сло­ев тюр­ков. Пол­ное имя — Абу-Наср Му­хам­мад Ибн Му­хам­мед Ибн Тар­хан Ибн Уз­лаг аль-Фа­ра­би ат-Тур­ки.

Стре­мясь по­знать мир, аль-Фа­ра­би по­ки­нул род­ные ме­с­та. По од­ним све­де­ни­ям, он ушел в юнос­ти, по дру­гим — в воз­рас­те око­ло со­ро­ка лет. Аль-Фа­ра­би по­бы­вал в Баг­да­де, Хар­ра­не, Ка­и­ре, Да­мас­ке, Алеп­по и дру­гих го­ро­дах Араб­ско­го ха­ли­фа­та.
Су­щест­ву­ет сви­де­тель­ст­во о том, что до сво­е­го увле­че­ния на­ука­ми аль-Фа­ра­би был судь­ей. Рас­ска­зы­ва­ет­ся так­же и о том, как он при­об­щил­ся к зна­ни­ям. Од­наж­ды один из близ­ких лю­дей от­дал аль-Фа­ра­би на хра­не­ние кни­ги, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го трак­та­тов Арис­то­те­ля. Аль-Фа­ра­би и на­чал лис­тать эти кни­ги и увлек­ся ими.

Аль-Фа­ра­би до при­ез­да в Баг­дад вла­дел тюрк­ским язы­ком и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми, но не знал араб­ско­го, к кон­цу же жиз­ни вла­дел бо­лее чем семь­ю­де­сятью язы­ка­ми. Жи­вя в Баг­да­де, аль-Фа­ра­би на­чал за­ни­мать­ся раз­лич­ны­ми на­ука­ми, преж­де все­го ло­ги­кой. В это вре­мя в Баг­да­де на­ибо­лее по­пу­ляр­ным мыс­ли­те­лем был Абу-Бишр Мат­та бен-Йу­нис. Ря­ды его уче­ни­ков по­пол­нил аль-Фа­ра­би, ко­то­рый за­пи­сал со слов Абу-Бишр Мат­та ком­мен­та­рии к тру­дам Арис­то­те­ля по ло­ги­ке. Аль-Фа­ра­би уг­лу­бил­ся в изу­че­ние на­сле­дия Арис­то­те­ля, он об­ре­та­ет лег­кость вос­при­я­тия идей и со­во­куп­нос­ти за­дач и про­блем, по­став­лен­ных ве­ли­ким гре­ком.

Ре­зуль­та­том раз­нос­то­рон­них на­уч­ных изыс­ка­ний аль-Фа­ра­би явил­ся трак­тат "О клас­си­фи­ка­ции на­ук", в ко­то­ром в стро­гом по­ряд­ке бы­ли пе­ре­чис­ле­ны на­уки то­го вре­ме­ни, опре­де­лен пред­мет ис­сле­до­ва­ния каж­дой.
В Баг­да­де аль-Фа­ра­би ос­но­ва­тель­но по­пол­ня­ет свои зна­ния, вхо­дит в кон­такт с вид­ны­ми уче­ны­ми и до­воль­но быст­ро ста­но­вит­ся са­мым ав­то­ри­тет­ным сре­ди них. Но в сре­де дог­ма­ти­чес­ки на­стро­ен­ных бо­го­сло­вов воз­ни­ка­ет не­при­язнь ко все­му строю мыш­ле­ния аль-Фа­ра­би, на­це­лен­но­му на от­кры­тие ра­ци­о­на­лис­ти­чес­ких пу­тей по­зна­ния и по­ис­ки до­сти­же­ния для лю­дей счастья в зем­ной жиз­ни. В кон­це кон­цов аль-Фа­ра­би вы­нуж­ден по­ки­нуть Баг­дад.

Он на­прав­ля­ет­ся в Еги­пет че­рез Да­маск. В сво­ей кни­ге "Граж­дан­ская по­ли­ти­ка" он упо­ми­на­ет, что на­чал ее в Баг­да­де, а кон­чил в Ка­и­ре (Миср). Пос­ле пу­те­шест­вия аль-Фа­ра­би вер­нул­ся в Да­маск, где про­жил до кон­ца сво­их дней, ве­дя в нем уеди­нен­ный об­раз жиз­ни. Свои со­чи­не­ния он за­пи­сы­ва­ет на от­дель­ных лис­тах (по­это­му поч­ти все со­здан­ное им при­ня­ло фор­му от­дель­ных глав и за­пи­сок, не­ко­то­рые из них со­хра­ни­лись лишь в фраг­мен­тах, мно­гие не бы­ли за­кон­че­ны). Умер он в воз­рас­те вось­ми­де­ся­ти лет и был по­гре­бен за сте­на­ми Да­мас­ка у Ма­лых во­рот. Со­об­ща­ют, что мо­лит­ву по не­му на че­ты­рех па­пи­ру­сах чи­тал сам пра­ви­тель.

Фи­ло­соф­ская де­я­тель­ность аль-Фа­ра­би мно­гог­ран­на, он был уче­ным-эн­цик­ло­пе­дис­том. Об­щее ко­ли­чест­во ра­бот фи­ло­со­фа ко­леб­лет­ся меж­ду 80-ю и 130-ю.

Аль-Фа­ра­би стре­мил­ся по­стичь кон­струк­цию ми­ра сис­те­ма­ти­чес­ки. На­ча­ло вы­гля­дит впол­не тра­ди­ци­он­но — это ал­лах. Се­ре­ди­на — это иерар­хия бы­тия. Че­ло­век это ин­ди­вид, по­сти­га­ю­щий мир и дей­ст­ву­ю­щий в нем. Ко­нец — до­сти­же­ние под­лин­но­го счастья.

Боль­шое зна­че­ние аль-Фа­ра­би при­да­вал уяс­не­нию ме­с­та че­ло­ве­ка в по­зна­нии. Чув­ст­вен­но­го по­зна­ния не­до­ста­точ­но для по­сти­же­ния сущ­нос­ти. Это воз­мож­но толь­ко по­сред­ст­вом ра­зу­ма.

"Трак­тат о взгля­дах жи­те­лей добро­де­тель­но­го го­ро­да" — од­но из са­мых зре­лых про­из­ве­де­ний аль-Фа­ра­би. Он со­здан в 948 го­ду в Егип­те.

Здесь со­дер­жит­ся уче­ние о "добро­де­тель­ном го­ро­де", во гла­ве ко­то­ро­го сто­ит фи­ло­соф. Аль-Фа­ра­би по­ла­га­ет, что цель че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти — счастье, ко­то­ро­го мож­но до­стиг­нуть лишь при по­мо­щи ра­зум­но­го по­зна­ния. Об­щест­во мыс­ли­тель отож­дест­влял с го­су­дар­ст­вом. Об­щест­во — тот же че­ло­ве­чес­кий ор­га­низм. "Добро­де­тель­ный го­род по­до­бен здо­ро­во­му те­лу, все ор­га­ны ко­то­ро­го по­мо­га­ют друг дру­гу, с тем, что­бы со­хра­нить жизнь жи­во­го су­щест­ва".

Ли­те­ра­ту­ра

Со­чи­не­ния
Аль-Фа­ра­би. Фи­ло­соф­ские трак­та­ты. Ал­ма-Ата, 1970.
Аль-Фа­ра­би. Ма­те­ма­ти­чес­кие трак­та­ты. Ал­ма-Ата, 1972.
Аль-Фа­ра­би. Со­ци­аль­но-эти­чес­кие трак­та­ты. Ал­ма-Ата, 1973.
Аль-Фа­ра­би. Ло­ги­чес­кие трак­та­ты. Ал­ма-Ата, 1975.
Аль-Фа­ра­би. Ком­мен­та­рии к «Аль­ма­гес­ту» Пто­ле­мея. Ал­ма-Ата, 1975.
Аль-Фа­ра­би. О ра­зу­ме и на­уке. Ал­ма-Ата, 1975.
Аль-Фа­ра­би. Ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ские трак­та­ты. Ал­ма-Ата, 1985
Аль-Фа­ра­би. Ес­тест­вен­но­на­уч­ные трак­та­ты. Ал­ма-Ата, 1987
Аль-Фа­ра­би. Трак­та­ты о му­зы­ке и по­э­зии. Ал­ма-Ата, 1993.

О нём
Га­фу­ров Б. Г., Ка­сым­жа­нов А. Х., Ал-Фа­ра­би в ис­то­рии куль­ту­ры. М., 1975.
Да­у­ке­е­ва С. Фи­ло­со­фия му­зы­ки Абу Нас­ра Му­хам­ма­да аль-Фа­ра­би. Ал­ма­ты: Фонд Со­рос — Ка­хах­стан, 2002.
Ка­сым­жа­нов А. Х. Абу-Наср аль-Фа­ра­би. М.: Мысль, 1982.
Ку­бе­сов А. Ма­те­ма­ти­чес­кое на­сле­дие ал-Фа­ра­би. Ал­ма-Ата, На­ука, 1974.
Са­га­де­ев А. В. Уче­ние Ибн Руш­да о со­от­но­ше­нии фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ре­ли­гии и его ис­то­ки в тру­дах ал-Фа­ра­би. В кн.: Ал-Фа­ра­би. На­уч­ное твор­чест­во. М., 1975.
Хай­рул­ла­ев М. М. Фа­ра­би, эпо­ха и уче­ние. Таш­кент, 1975.
Хай­рул­ла­ев М. М. Абу Наср ал-Фа­ра­би: 873-950. М., 1982.
Шай­му­хам­бе­то­ва Г. Б. Уче­ние Пла­то­на об иде­ях и те­о­рия ра­зу­ма ал-Фа­ра­би. В кн.: Ал-Фа­ра­би. На­уч­ное твор­чест­во. М., 1975.
Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.
Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996.
Fakhry M.Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002.
Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. In Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge UP, 2005.
Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993.

Ис­точ­ник: http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?id=1180

comments powered by HyperComments


Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан
2015-01-17 20:11:36
Для того, чтобы представить ИЗНАЧАЛЬНОЕ БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (изн. БП-о) разновидно ЭЛЕМЕНТНО (Эл-тно) завершённым НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО (НИД-о) постулировать присутствие в нём двух Эл-тов с ПРОСТО и СЛОЖНО/ замкнуто системно проявляемыми СУЩНОСТЯМИ (Сщ-ями), а для представления изн. БП-а разнородно Эл-тно завершённым НИД-о постулировать присутствие в нём ещё одного Эл-та – Всевышнего и Всемогущего Бога – имеющего незамкнуто системно проявляемую Сщ-ь. Нетрудно предположить то, что уже при НИД-ном минимальном прирашении НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (неМ-ой Сс-ей) Сщ-и Бога – Духа Божьего – НИД-о минимально нисходяще направленно постоянно развёртываемой от М-ой Сс-ей Сщ-и Бога происходит преодоление противопроявляемости Его Сщ-и вследствие распада Сщ-ей ПРОСТО и СЛОЖНО ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно развёртываемых неМ-ых Сс-их их Сщ-ей. На основе М-ых Сс-их от бывших ПРОСТО и СЛОЖНО Богом развёртываются Сщ-но противопроявляемые (Адаму изначально противостоят ангелы в числе которых ещё не проявившийся сатана) Эл-ты производного БП-а. /остальное изложено в завершающем варианте «Кратчайшей философии бытия»/ Завершая начинания Зенона на примере парадоксов разносторонне показавшего абсурдность применения МЕТОДА ЗАВУАЛИРОВАННОГО ОТРИЦАНИЯ (МЗО) к сфере чувственно постигаемого, основанного на отождествлении с математической точкой Сс-их этой сферы, Леметр санкционировал законность применение МЗО к сфере умопостигаемого! Баланс в постижении обоих сфер нарушенный констатациями элейца «восстановился» благодаря предположениям бельгийского священника-физика… Не разобравшись с сутью апорий трудно противостоять научной интерпретации космологического вопроса! Зенон раскрыл картину дискредитации как фиксируемого в ОТНОШЕНИЯХ (Отн-ях) с Сс-ими сферы ЧУВСТВЕННО ПОСТИГАЕМОГО объективного /Отн-ях №2/, так и самих Отн-й №2 с их представляющим пространственно-временным континуумом, что, однако, не могло удержать тех, кто легко оперирует зафиксированным в Отн-ях №2 от попыток: 1. дискредитации Отн-й с Сс-ими сферы УМОПОСТИГАЕМОГО объективного /Отн-й №1/ и их представляющего БП-а понятиями «изотропная однородность», «сингулярность» не отвечающим требованиям принципа качественно и количественно Эл-тной НИД-ости для представления изн.БП-а – так полагается базис для космологии. 2. экстраполяции фиксируемого в Отн-ях №2 на Отн-я №1 – так посредством понятий ложных для Отн-й №1, но верных для Отн-й №2 развёртывается надстройка космологии. Неудивительно, что доказательной базой для такой «науки» должен был стать канувший в бесперспективность БАК (большой андроидный коллайдер).
Joshuaked
2017-06-13 01:11:24
По моему мнению Вы не правы. Я уверен. Пишите мне в PM. ----- <a href="http://privat.swdoubletip.life/ci/133-kak-uvelichit-golovku-chlena-otzyvy.html" rel="nofollow">Как увеличить головку члена отзывы</a>