Фустат

В 642 г. в толь­ко что за­во­е­ван­ном Егип­те был за­ло­жен го­род Фу­стат, о ран­ней ис­то­рии ко­то­ро­го мы зна­ем не­мно­го боль­ше, чем о дру­гих но­вых го­ро­дах ара­бов.

В Фу­ста­те, так же как и в дру­гих го­ро­дах-ла­ге­рях, участ­ни­ки бу­ду­ще­го го­ро­да бы­ли раз­де­ле­ны меж­ду пле­ме­на­ми, но их за­строй­ка с са­мо­го на­ча­ла бы­ла ста­ци­о­нар­ной; бо­лее то­го, с пер­вых лет в нем по­яви­лись мо­ну­мен­таль­ные зда­ния. По све­де­ни­ям еги­пет­ско­го ис­то­ри­ка IX в. Ибн Аб­дал­ха­ка­ма, в Фу­ста­те был воз­двиг­нут дво­рец для Ома­ра (что не мог­ло быть поз­же 644 г., ког­да умер этот ха­лиф), но тот, пре­зи­рая рос­кошь, при­ка­зал пре­вра­тить его в ба­зар. Да­же если счи­тать, что в этом рас­ска­зе пе­ре­пу­та­ны Омар и его сын Аб­дал­лах, участ­во­вав­ший в за­во­е­ва­нии Егип­та, то су­щест­во де­ла от это­го не силь­но из­ме­нит­ся (вре­мя по­строй­ки двор­ца ото­дви­нет­ся на де­ся­ток лет).

Нам сей­час ка­жет­ся стран­ным рас­по­ря­же­ние ха­ли­фа пре­вра­тить дво­рец в ба­зар – слиш­ком уж то раз­ные ве­щи, но со­об­ще­ние Ибн Аб­дал­ха­ка­ма пе­ре­да­ет впол­не ре­аль­ную си­ту­а­цию. Пер­вые до­шед­шие до нас двор­цы и ад­ми­нист­ра­тив­ные зда­ния омей­яд­ско­го пле­ме­ни (на­ча­ло VIII в.) пред­став­ля­ли со­бой квад­рат­ные по­строй­ки с внут­рен­ним дво­ром, ку­да вы­хо­ди­ли все по­ме­ще­ния зда­ния. Глу­хой внеш­ний фа­сад кре­по­ст­но­го об­ли­ка про­ре­зал лишь один мо­ну­мен­таль­ный про­езд. По­доб­ное зда­ние, про­ис­хож­де­ние ко­то­ро­го ухо­дит в глу­бо­кую древ­ность, лег­ко пре­вра­ща­лось в кре­по­сть. Ту же схе­му пла­ни­ров­ки име­ли по­сто­я­лые дво­ры и ба­за­ры, по­это­му дво­рец бы­ло не­труд­но при­спо­со­бить для тор­гов­ли и хра­не­ния то­ва­ров.

Кро­ме двор­ца Ома­ра Ибн Аб­дал­ха­кам упо­ми­на­ет еще не­сколь­ко мо­ну­мен­таль­ных зда­ний: двор­цы, тор­го­вые ря­ды, по­стро­ен­ные по ви­зан­тий­ско­му об­раз­цу (кай­са­рийа), и ба­ни. Все это по­зво­ля­ет не со­гла­сить­ся с обыч­ным опре­де­ле­ни­ем Фу­ста­та как ка­ко­го-то бес­по­ря­доч­но­го скоп­ле­ния хи­жин на­силь­но по­са­жен­ных в го­ро­де бе­ду­и­нов. Бы­ли, ко­неч­но, и хи­жи­ны (они на­вер­ня­ка со­став­ля­ли по­дав­ля­ю­щую часть за­строй­ки, так же как это бы­ва­ло и в ста­рых го­ро­дах), но вряд ли мож­но рез­ко про­ти­во­пос­тав­лять тип но­во­го араб­ско­го го­ро­да ста­рым «на­сто­я­щим» го­ро­дам. Ав­тор од­но­го из по­след­них ис­сле­до­ва­ний о Ка­и­ре пи­шет: «Араб­ская ар­мия со­сто­я­ла из раз­лич­ных и час­то не со­вмес­ти­мых пле­мен и эт­ни­чес­ких групп, со­про­вож­да­лась бес­по­ря­доч­ной сви­той жен­щин, де­тей и ра­бов и со­сто­я­ла из лю­дей, быв­шая ко­че­вая жизнь ко­то­рых от­тал­ки­ва­ла их от тес­ных квар­та­лов. Та­кая ар­мия не очень-то хо­те­ла се­лить­ся в по­сто­ян­ных го­ро­дах эл­ли­нис­ти­чес­ко­го или рим­ско­го ти­па». Как мы ви­де­ли, ара­бы се­ли­лись в «по­сто­ян­ных го­ро­дах эл­ли­нис­ти­чес­ко­го или рим­ско­го ти­па» в Си­рии и Па­лес­ти­не, если это бы­ло не­об­хо­ди­мо; кс­та­ти, и в Егип­те они пре­спо­кой­но рас­се­ли­лись в пу­с­тых до­мах бег­ле­цов из Алек­сан­дрии.

Од­на­ко мы по­гре­ши­ли бы про­тив ис­ти­ны, от­ри­цая спе­ци­фи­ку го­ро­дов-ла­ге­рей. Она за­клю­ча­лась не в ха­рак­те­ре пла­ни­ров­ки или пле­мен­ном за­се­ле­нии квар­та­лов, а в том, что на­се­ле­ние их бы­ло по пре­иму­щест­ву не­про­из­во­ди­тель­ным. Все по­се­лив­ши­е­ся в них вой­ны по­лу­ча­ли жа­ло­ванье и про­дук­то­вый па­ек, при­чем да­же са­мые низ­шие окла­ды для вспо­мо­га­тель­ных вой­ск рав­ня­лись при­мер­но за­ра­бот­ку ре­мес­лен­ни­ка, а ве­те­ра­ны, от­ли­чив­ши­е­ся учас­ти­ем в боль­ших сра­же­ни­ях, по­лу­ча­ли вмес­те с семь­ей сум­му, рав­ную жа­ло­ванью круп­но­го чи­нов­ни­ка ви­зан­тий­ской пре­фек­ту­ры.

В 60-70-х го­дах жи­те­ли го­ро­дов-ла­ге­рей са­ми ста­ли участ­ни­ка­ми эко­но­ми­чес­кой де­я­тель­нос­ти го­ро­да. Круп­ные во­ена­чаль­ни­ки, имея боль­шое жа­ло­ванье и раз­лич­ные до­пол­ни­тель­ные спо­со­бы обо­га­ще­ния, ста­ли круп­ны­ми зем­лев­ла­дель­ца­ми, вла­дель­ца­ми ка­ра­ван-са­ра­ев, ла­вок, до­мов и бань. Не усту­па­ли им и пред­ста­ви­те­ли пра­вя­щей ди­нас­тии, при­о­бре­тав­шие не­дви­жи­мую соб­ст­вен­ность во всех боль­ших го­ро­дах Ха­ли­фа­та, в том чис­ле и вновь ос­но­ван­ных.

В это вре­мя в Фу­ста­те по­яви­лись ог­ром­ные хлеб­ные ам­ба­ры для хра­не­ния зер­на, пред­на­зна­чав­ше­го­ся ар­мии, боль­шой дво­рец на­мест­ни­ка, ба­ни и це­лые но­вые ба­за­ры, со­ору­жав­ши­е­ся на сред­ст­ва и по ини­ци­а­ти­ве му­суль­ман­ской арис­то­кра­тии. Са­мым круп­ным зем­лев­ла­дель­цем в го­ро­де и вла­дель­цем не­сколь­ких ба­за­ров, ка­ра­ван-са­ра­ев и бань был брат ха­ли­фа и на­мест­ник Егип­та Аб­да­ла­зиз, о ко­то­ром один хрис­ти­ан­ский ис­то­рик ска­зал, что он «лю­бил стро­ить и вос­ста­нав­ли­вать».

Гео­гра­фы X в. счи­та­ли, что Фу­стат ра­вен при­мер­но ⅓ Баг­да­да. Труд­но ска­зать, что они име­ли вви­ду – раз­ме­ры или чис­лен­ность на­се­ле­ния. По пло­ща­ди Фу­стат усту­пал Баг­да­ду при­мер­но в шесть раз (600 га и 3600-4000 га), а чис­лен­ность на­се­ле­ния мы по­про­бу­ем сей­час оце­нить.

Фу­стат (и его пре­ем­ник Ка­ир) был са­мым «го­род­ским» из всех го­ро­дов му­суль­ман­ско­го Вос­то­ка. В цент­раль­ной час­ти, око­ло ме­че­ти Ам­ра ибн ал-Аса, сто­я­ли 5-7 этаж­ные до­ма, ниж­ние эта­жи ко­то­рых за­ни­ма­ли лав­ки и мас­тер­ские. Ни о ка­ких са­дах и дво­рах в этом рай­о­не, ко­неч­но, не мог­ло быть и ре­чи. Пу­те­шест­вен­ник се­ре­ди­ны XI в. тад­жик­ский по­эт На­си­ри Хос­ров пи­сал: «Если по­гля­деть из­да­ли на го­род Миср (Фу­стат), то ка­жет­ся, что это – го­ра. Там есть до­ма в че­тыр­над­цать эта­жей друг над дру­гом, есть зда­ния и в семь эта­жей… Там есть ба­за­ры и пе­ре­ул­ки, где по­сто­ян­но го­рят све­тиль­ни­ки, по­то­му что свет ту­да ни­ког­да не по­па­да­ет. Они слу­жат толь­ко для про­хо­да».

Не­бос­кре­бы Фу­ста­та не фан­та­зия вос­тор­жен­ных сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров – по­доб­ная ар­хи­тек­ту­ра со­хра­ни­лась в Юж­ной Ара­вии, где до­ма в шесть-семь эта­жей воз­во­дят­ся из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. В Фу­ста­те мно­го­э­таж­ные до­ма со­ору­жа­лись из обо­жжен­но­го кир­пи­ча и впол­не мог­ли пре­взой­ти ру­беж се­ми эта­жей. Стро­и­тель­ст­во их пре­сле­до­ва­ло те же це­ли, что в со­вре­мен­ном ка­пи­та­лис­ти­чес­ком го­ро­де, — сда­чу жилья вна­ем. Оби­та­ла в них бед­но­та, ко­то­рая не мог­ла снять ино­го жи­ли­ща. По сло­вам гео­гра­фа вто­рой по­ло­ви­ны X в. Ибн Ха­у­ка­ла, в од­ном до­ме по­ме­ща­лось до 200 че­ло­век, а На­си­ри Хос­ров го­во­рит да­же о 350 че­ло­ве­ках в до­ме пло­ща­дью 30×30 лок­тей (225 кв.м). эти циф­ры близ­ки к ре­аль­нос­ти: в се­ми­э­таж­ном до­ме с шестью жи­лы­ми эта­жа­ми (об­щая пло­щадь со­ста­вит: 225Х6=1350 кв.м) при 5 кв.м пло­ща­ди на че­ло­ве­ка по­мес­тит­ся 270 че­ло­век.

Иметь от­дель­ный дом в цент­ре Фу­ста­та мог толь­ко очень бо­га­тый че­ло­век: вы­год­нее бы­ло по­стро­ить до­ход­ный дом, а са­мо­му жить в бо­лее удоб­ном рай­о­не. В Фу­ста­те от­дель­но сто­я­щие до­ма име­лись толь­ко в се­ве­ро-за­пад­ной час­ти, вдоль бе­ре­га Ни­ла, да на вос­точ­ной окра­и­не, где ка­кая-то часть ара­бов про­дол­жа­ла жить «по-де­ре­вен­ски», но этот рай­он к кон­цу ве­ка силь­но за­пус­тел.

Мно­го­э­таж­ная за­строй­ка при сред­не­ве­ко­вом об­ра­зе жиз­ни со­хра­ня­лась в Ка­и­ре до кон­ца XVIII в., ког­да фран­цуз­ским уче­ным, участ­во­вав­шим в Еги­пет­ском по­хо­де На­по­лео­на, уда­лось до­ста­точ­но точ­но опре­де­лить чис­лен­ность на­се­ле­ния еги­пет­ской сто­ли­цы. В то вре­мя на пло­ща­ди 793 га жи­ло 250-260 тыс. че­ло­век, т.е. от 315 до 327 че­ло­век на гек­тар, или, округ­лен­но, 320 че­ло­век (боль­шая точ­ность нам не нуж­на). Это – сред­няя плот­ность для го­ро­дов в це­лом, в ко­то­ром бы­ло не­сколь­ко об­шир­ных во­до­е­мов, пу­с­ты­ри, плот­но на­се­лен­ные и ма­ло­люд­ные рай­о­ны. Без боль­шой на­тяж­ки ее мож­но ис­поль­зо­вать для под­сче­та на­се­ле­ния в сред­не­ве­ко­вом Фу­ста­те.

Про­тя­жен­ность Фу­ста­та с се­ве­ра на юг в X в. со­став­ля­ла не­сколь­ко боль­ше 3,5 км, ши­ри­на, к со­жа­ле­нию, из­вест­на ме­нее точ­но, по раз­лич­ным ре­кон­струк­ци­ям пла­на го­ро­да она ко­леб­лет­ся от 1400 до 1800 м. Во вся­ком слу­чае, рай­он плот­ной за­строй­ки прос­ти­ра­ет­ся на 1300 м к вос­то­ку от сред­не­ве­ко­вой ли­нии бе­ре­га Ни­ла. Гра­ни­ца его опре­де­ля­ет­ся остат­ка­ми стен, но за ней еще про­дол­жа­лась за­строй­ка. В этих гра­ни­цах пло­щадь Фу­ста­та со­став­ля­ет 550-650 га. Возь­мем се­ре­ди­ну – 600 га; это даст нам при та­кой же плот­нос­ти на­се­ле­ния, как в кон­це XVIII в., 192 тыс. жи­те­лей. Учи­ты­вая же, что цент­раль­ная часть Фу­ста­та бы­ла за­се­ле­на го­раз­до плот­нее, чем центр Ка­и­ра в XVIII в., мы мо­жем оце­нить на­се­ле­ние сред­не­ве­ко­во­го Фу­ста­та в 200-250 тыс. че­ло­век. К это­му на­до до­ба­вить жи­те­лей при­го­ро­да на ост­ро­ве, со­еди­нен­но­го  с Фу­ста­том на­плав­ным мос­том.

В 969 г., пос­ле за­во­е­ва­ния Егип­та Фа­ти­ми­да­ми, в двух ки­ло­мет­рах к се­ве­ру от Фу­ста­та бы­ла вы­стро­е­на но­вая ре­зи­ден­ция, ал-Ка­хи­ра (Ка­ир), в ви­де квад­рат­ной кре­пос­ти со сто­ро­на­ми 1100х1400 м. В ней раз­ме­ща­лись двор­цы Фа­ти­ми­дов и их при­бли­жен­ных, а так­же ба­за­ры, ко­то­рые долж­ны бы­ли обес­пе­чи­вать оби­та­те­лей этой ре­зи­ден­ции. XI век был вре­ме­нем наиболь­ше­го рас­цве­та двой­но­го го­ро­да Фу­ста­та-Ка­и­ра, в ко­то­ром ту по­ру жи­ло не ме­нее 300 тыс. че­ло­век. Ров­но че­рез 200 лет пос­ле ос­но­ва­ния Ка­и­ра Фу­стат был со­жжен фа­ти­мид­ским ва­зи­ром, что­бы в нем не об­ос­но­ва­лись крес­то­нос­цы, во­шед­шие в Еги­пет. Пос­ле это­го ги­гант­ско­го по­жа­ра, про­дол­жав­ше­го­ся поч­ти два ме­ся­ца, Фу­стат не смог пол­ностью вос­ста­но­вить­ся. Зна­чи­тель­ная часть его на­се­ле­ния пе­ре­се­ли­лась в Ка­ир и его окрест­нос­ти. Но­вый го­род все бо­лее и бо­лее за­тме­вал хи­рев­ший Фу­стат. Но об­щая чис­лен­ность на­се­ле­ния двой­но­го го­ро­да, его эко­но­ми­чес­кая и куль­тур­ная мощь ос­та­ва­лись при­мер­но оди­на­ко­вы­ми в те­че­ние все­го сред­не­ве­ковья.



Оставить ответ