Арабское мореплавание до ислама

Не­мец­кий гео­граф XVIII ве­ка Тео­фил Фрид­рих Эр­ман пи­сал: «Еще в то вре­мя, ког­да вся Ев­ро­па ле­жа­ла в глу­бо­ком сне, ара­бы яв­ля­лись тор­го­вой, мор­ской, лю­бя­щей ис­кус­ст­ва, пред­при­им­чи­вой на­ци­ей». Вна­ча­ле мож­но не по­ве­рить. Как это воз­мож­но? Жи­те­ли пу­с­тынь, по­гон­щи­ки верб­лю­дов и мо­реп­ла­ва­ние. Тем бо­лее до об­ра­зо­ва­ния Ха­ли­фа­та. Но фак­ты под­тверж­да­ют сло­ва не­мец­ко­го гео­гра­фа.

На­уке из­вест­ны со­об­ще­ния гре­чес­ко­го пи­са­те­ля Стра­бо­на (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) о пле­ме­нах Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва, под­дер­жи­ва­ю­щих свое су­щест­во­ва­ние не толь­ко раз­ве­де­ни­ем ско­та, са­до­водст­вом, ре­мес­ла­ми, но и мор­ской тор­гов­лей с Ин­ди­ей и Аф­ри­кой. Об экс­пе­ди­ци­ях по этим марш­ру­там  в ту же по­ру го­во­рят и над­пи­си из Юж­но­го Йе­ме­на. Пи­са­тель XIII в. ибн ал-Муд­жа­ви­ра ад-Ди­маш­ки, ука­зы­ва­ет на важ­ную роль Аде­на как тран­зит­но­го пунк­та в меж­ду­на­род­ной мор­ской тор­гов­ле Егип­та эпо­хи Но­во­го цар­ст­ва и позд­нее при Пто­ле­ме­ях. Упа­док еги­пет­ской эко­но­ми­ки пос­ле фа­ра­о­на при­вел к за­пус­те­нию Аде­на, од­на­ко еще око­ло 310 г. н.э. ара­вий­ские куп­цы осу­щест­вля­ли че­рез Цей­лон ком­мер­чес­кие свя­зи Су­мат­ры с Ма­да­га­ска­ром, а на ру­бе­же но­вой эры ос­но­ва­ли свою ко­ло­нию на за­пад­ном бе­ре­гу Су­мат­ры. Две глав­ные статьи опе­ра­ций древ­них не­го­ци­ан­тов на Ин­дий­ском оке­а­не – ма­ла­бар­ский стро­и­тель­ный лес и юж­но­ара­вий­ские бла­го­во­ния, к ко­то­рым поз­же до­ба­ви­лась третья – зо­ло­то из аф­ри­кан­ской Со­фа­лы, — нуж­да­лись в воз­рас­та­ю­щих пе­ре­воз­ках, и это по­сте­пен­но при­ве­ло к по­яв­ле­нию у ара­вий­ских куп­цов тор­го­во­го фло­та с га­ва­ня­ми и вер­фя­ми в Аде­не и Зу­фа­ре (До­фа­ре), Хисн ал-Гу­ра­бе и ал-Муд­же (Мо­хе), а так­же в Мас­ка­те и Уре на по­бе­режье Пер­сид­ско­го за­ли­ва, в Аза­нии и Ха­фу­не на аф­ри­кан­ском бе­ре­гу.

Пись­мен­ный па­мят­ник I в. «Пе­рипл Эрит­рей­ско­го мо­ря» (т.е. се­ве­ро-за­пад­ной час­ти Ин­дий­ско­го оке­а­на), го­во­рит о мно­жест­ве мо­ря­ков из Ара­вии, ко­то­рые ве­дут круп­ные тор­го­вые опе­ра­ции на ост­ро­ве Со­кот­ра, ле­жа­щим на пу­ти от ин­дий­ских и юж­но­ара­вий­ских  га­ва­ней к аф­ри­кан­ским. Удив­лять­ся это­му не при­хо­дит­ся, тем бо­лее, что куп­цы из об­лас­ти Мах­ра в Юж­ной Ара­вии к это­му вре­ме­ни в пол­ной ме­ре учли вы­год­ное гео­гра­фи­чес­кое по­ло­же­ние Со­кот­ры для мор­ской тор­гов­ли в за­пад­ной час­ти Ин­дий­ско­го оке­а­на и уста­но­ви­ли над ней свое гос­подст­во. Дру­гая юж­но­ара­вий­ская об­ласть, Оман, вклю­чи­ла в со­став сво­их вла­де­ний еще один важ­ный ост­ров это­го рай­о­на – Зан­зи­бар, тог­да как ара­ви­тя­не из Аде­на, как счи­та­ют, еще око­ло 700 г. до н.э. ос­но­ва­ли фак­то­рии на вос­точ­но­аф­ри­кан­ском по­бе­режье меж­ду Гвар­да­фу­ем и ны­неш­ним Дар-эс-Са­ла­мом в Тан­за­нии. Для свя­зи с за­мор­ски­ми пунк­та­ми тре­бо­вал­ся мно­го­чис­лен­ный флот, и тот же «Пе­рипл» ука­зы­ва­ет на порт Ом­ма­ны в Юго-Вос­точ­ной Ара­вии как на круп­ный центр су­дост­ро­е­ния, по­став­ля­ю­щий су­да с до­ща­той об­шив­кой, скреп­лен­ной паль­мо­вым во­лок­ном, для ара­бо-ин­дий­ской и ара­бо-аф­ри­кан­ской на­ви­га­ции.

И по­след­нее,  опре­де­ле­ния, дан­ные ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми: гре­чес­ким гео­гра­фом Ага­тар­хи­дом Книд­ским еще в 110 г. до н.э. («са­бей­цы бо­га­че всех в ми­ре») и рим­ским пи­са­те­лем Пли­ни­ем Стар­шим в I в. н.э. («ара­бы жи­вут тем, что да­ют их мо­ря») под­чер­ки­ва­ют ог­ром­ное зна­че­ние, ко­то­рое име­ла для жи­те­лей Ара­вии мор­ская де­я­тель­ность.

По ма­те­ри­а­лам: Очер­ки ис­то­рии араб­ской куль­ту­ры V-VX вв. М., «На­ука», 1982.

comments powered by HyperComments