Шах-наме

Эпи­чес­кая по­эма «Шах-на­ме» Фир­до­уси со­сто­ит из трех ос­нов­ных час­тей: ми­фо­ло­ги­чес­кой, ге­ро­и­чес­кой, ис­то­ри­чес­кой, ко­то­рые сле­ду­ют за ввод­ны­ми гла­ва­ми.

Ввод­ные гла­вы со­дер­жат фи­ло­соф­ские раз­мыш­ле­ния по­эта о мо­гу­щест­ве ра­зу­ма, со­тво­ре­нии ми­ра, солн­ца, лу­ны и че­ло­ве­ка, а так­же вос­хва­ле­ние Ал­ла­ха и са­ла­у­ат за Про­ро­ка, рас­сказ о при­чи­не со­чи­не­нии эпо­пеи и по­э­ти Да­ки­ки – пер­вом ав­то­ре, со­здав­шем фраг­мент по­э­ти­чес­ко­го ва­ри­ан­та «Шах-на­ме», и т.д.

Ми­фо­ло­ги­чес­кая часть ох­ва­ты­ва­ет со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие при прав­ле­нии че­ты­рех пер­вых ца­рей и их по­том­ков. Как гла­сит пре­да­ние, Каю­марс пе­ре­се­лил лю­дей в до­ма из пе­щер и на­учил их го­то­вить пи­щу; Ху­шанг от­крыл огонь и же­ле­зо, сде­лал че­ло­ве­ка зем­ле­дель­цем и ско­то­во­дом; Тах­му­рас со­здал пись­мен­ность; Джам­шид изо­брел одеж­ду из тка­ней, за­ме­нив­шей зве­ри­ные шку­ры, ис­це­лял лю­дей, по­стро­ил ко­раб­ли, ввел сис­те­му со­сло­вий. Се­ми­сот­лет­нее прав­ле­ние Джам­ши­да за­вер­ши­лось во­ца­ре­ни­ем ца­ря-дес­по­та Зах­ха­ка, ко­то­ро­му по­мог злой дух Ах­ри­ман. Бес­страш­но­му ге­рою – куз­не­цу Ка­ве, воз­гла­вив­ше­му на­род­ное вос­ста­ние, — уда­лось сверг­нуть ти­ра­на. Он пе­ре­дал пре­стол Фа­ри­ду­ну, по­том­ку Джам­ши­да, ко­то­рый при­ко­вал Зах­ха­ка к го­ре. Свое цар­ст­во Фа­ри­дун раз­де­лил меж­ду сы­новь­я­ми: Сал­му от­дал – Рум (Ма­лая Азия) и за­пад­ные зем­ли, Ту­ру – Чин и Ту­ран, а млад­ше­му – Ирад­жу – Иран и Ара­бис­тан. Стар­шие братья, за­ви­дуя млад­ше­му, уби­ли Ирад­жа, из-за че­го на­ча­лись рас­при меж­ду Ира­ном и Ту­ра­ном. За смерть Ирад­жа стал мстить его внук Ма­ну­чихр, вос­пи­тан­ник бо­га­ты­ря Са­ма из ро­да Джам­ши­да. Вмес­те с бо­га­ты­ря­ми Ма­ну­чихр  от­бил на­тис­ки ту­ран­цев, ве­ро­лом­но вторг­ших­ся в иран­ские зем­ли, а го­ло­вы убийц без­вин­но­го Ирад­жа до­ста­вил сво­е­му от­цу Фа­ри­ду­ну. Ста­рый пра­ви­тель пе­ре­дал пре­стол Ма­ну­чих­ру, бла­го­да­ря че­му меж­ду Ира­ном и Ту­ра­ном вновь ус­та­но­вил­ся мир.

Ге­ро­и­чес­кая часть по­эмы по­свя­ще­на по­дви­гам бо­га­ты­рей Са­ма, За­ля, Дас­та­на и Рус­та­ма (про­зван­но­го Та­хам­та­ном) и ох­ва­ты­ва­ет со­бы­тия до во­ца­ре­ния Ис­кан­да­ра.

В этой час­ти Фир­до­уси рас­ска­зы­ва­ет о ро­до­слов­ной Рус­та­ма – глав­но­го ге­роя «Шах-на­ме», ко­то­рый про­ис­хо­дит от сы­на бо­га­ты­ря Са­ма – За­ля, же­нив­ше­го­ся на кра­са­ви­це Ру­да­бе, до­че­ри ка­буль­ско­го пра­ви­те­ля Мих­ра­ба из ро­да Зах­ха­ка.

Ис­то­ри­чес­кая часть по­свя­ще­на со­бы­ти­ям, свя­зан­ным с прав­ле­ни­ем са­са­нид­ских ца­рей.



Оставить ответ