Человек рассматривал рыбок. Рыбки в неподвижности застыли за стеклом. Прозрачное стекло служило передней стеной специально построенного для них аквариума. Он был просторным и длинным, и края задней его стены терялись в полутьме. Аквариумы тянулись по обеим сторонам сумрачного коридора, напоминавшего ущелья. В них на всеобщее обозрение были выставлены рыбки разнообразных пород и окраски. Сверху аквариумы подсвечивались скрытыми светильниками. Усевшись, человек созерцал рыбок под холодным немигающим светом.
Рыбки зависли за стеклом. Словно птицы, на неподвижных крыльях парящие в воздухе. Если бы не пузырьки, время от времени поднимавшиеся к верху, трудно было бы догадаться, что вокруг вода. Если бы не пузырьки, да едва заметное колыхание плавников.
В дальнем углу аквариума мужчина увидел пару рыбок, державшихся вместе. Две маленькие рыбки были неразлучны. Сейчас они стояли голова к голове, а хвосты смотрели в разные стороны. Рыбки почти лежали на дне. Внезапно они шевельнулись и рванулись вверх, на полпути сделали разворот, ушли на глубину и снова застыли одна против другой. Будто бы хотели поцеловаться. Потом снова разъединились, заметались, разошлись, встретились.
Человек сидел и думал о том, что никогда прежде не видел он такой слаженности движений. Ведь каждая рыбка плавает по-своему, свои у нее броски и развороты. Он видел и другие аквариумы, да и не только в них – на реке, в городе наблюдал он птиц, и рыб, и людей, звезды на небесах, и всем им свойственно было двигаться и перемещаться, но такой согласованности он не встречал нигде.
Осенние листья не опадают парами, и трава, высаженная в плошки к ноурузу пробивается – всякая травинка по-отдельности, даже звезды не мигают, чтобы вот так – одновременно. А дождь? Может дождь? Может разом падают вниз струйки дождя и на едином дыхании вырастают клубы тумана над рекой? Но тут он не мог сказать ничего определенного – самому такого видеть не доводилось никогда.
Наверное, обе рыбки были очень уж единодушны и потому так похожи. А может, наоборот, потому и похожи что единодушны? Интересно, почему они так слаженно двигаются? Потому что такие одинаковые? Или кажутся одинаковыми, потому что их движения слаженны? А вдруг это просто близнецы? Да и бывают ли у рыб близнецы? Вокруг царило безмолвие, но человеку хотелось верить, что рыбам внятен какой-то сигнал, какая-то общая команда, которой они послушно подчиняются. А что же другие рыбы?
Две рыбки дружили. Жизнь в тесном аквариуме они скрашивали слаженностью общего танца.
Любопытно, надолго ли их хватит?
Какая-то пожилая женщина, ведя за руку маленького мальчика, остановилась у аквариума и заслонила его от мужчины. Женщина пальцем показывала мальчику на рыбок. Мужчина встал и подошел к аквариуму. Хорошенькие рыбки держались естественно и грациозно, в аквариуме было светло, в нем царил чуткий покой.
Женщина показывала ребенку пальцем на рыбок, потом она решила поднять мальчика повыше, чтобы ему было лучше видно, но это оказалось ей не под силу. Мужчина подхватил ребенка под мышки и приподнял его.
— Спасибо, господин, — поблагодарила она.
— Посмотри, какие славные вон те две одинаковые! – сказал мужчина ребенку.
Две рыбки теперь сошлись – грудка к грудке, тихонько шевеля перышками плавников. Слабый свет у края аквариума был зыбок, словно предутренний сон, каменная стена казалась одним воздушным пузырем – светлым и легким.
Две рыбки одновременно бросились в разные стороны, чтобы потом снова сойтись вместе голова к голове.
— Посмотри, какие хорошенькие вон те две одинаковые!
— Какие две? – с запинкой спросил мальчик.
— Вон те две, я вон про тех говорю. Гляди на тех двух, — повторил мужчина, постучав пальцем по стеклу аквариума. На стекле кто-то расписался гвоздем, оставив по себе память.
— Там не две, — не сразу отозвался мальчик.
— Да вон там! Да вон, две! – воскликнул мужчина.
— Это? – спросил мальчик. – Разве это две? Это одна, а другая ее отражение в стекле, куда свет падает.
Мужчина, помешкав, опустил ребенка на пол и тотчас же отправился смотреть другие аквариумы.
Эбрахим Голестан
современный иранский писатель