Благодатное знание

«Бла­го­дат­ное зна­ние» — вы­да­ю­ще­е­ся про­из­ве­де­ние ран­ней тюр­ко­языч­ной ли­те­ра­ту­ры (XI в.). По жан­ру труд Юсу­фа Ба­ла­са­гун­ско­го от­но­сит­ся к ши­ро­ко рас­прост­ра­нен­ным на Вос­то­ке со­чи­не­ни­ям на­зи­да­тель­но-ди­дак­ти­чес­ко­го ха­рак­те­ра, к про­из­ве­де­ни­ям эти­ко-мо­ра­лис­ти­чес­кой на­прав­лен­нос­ти. Сам ав­тор со­пос­тав­ля­ет свое про­из­ве­де­ние с дру­ги­ми со­чи­не­ни­я­ми вос­точ­ных ав­то­ров. Из этих со­чи­не­ний ре­аль­но из­вест­но лишь од­но – «Шах­на­ме» («Кни­га ша­хов») Фир­до­уси. Рас­суж­де­ния Юсу­фа о боль­шой по­пу­ляр­нос­ти его собст­вен­но­го со­чи­не­ния на всем Вос­то­ке и о том, что упо­ми­на­е­мые им дру­гие про­из­ве­де­ния яв­ля­ют­ся лишь ва­ри­а­ци­я­ми его тру­да, сле­ду­ет счи­тать, как пра­виль­но ука­зы­ва­ет А.Н. Ко­но­нов, кон­ста­та­ци­ей рас­прост­ра­нен­нос­ти са­мо­го жан­ра сво­дов эти­чес­ких и нор­ма­тив­но-нравст­вен­ных зна­ний.

В ав­тор­ских дек­ла­ра­ци­ях Юсу­фа со­дер­жат­ся чет­ко вы­ра­жен­ные прин­ци­пы, ко­то­ры­ми он ру­ко­водст­во­вал­ся, со­зда­вая свое про­из­ве­де­ние. Юсуф, убеж­ден­ный в том, что «На­следст­во жи­во­му от мерт­во­го – сло­во», го­во­рит о веч­нос­ти сво­е­го со­чи­не­ния. Ра­зу­мом, утверж­да­ет Юсуф, Ал­лах на­ста­вил че­ло­ве­ка ко бла­гу и счастью, и Юсуф об­ра­ща­ет к «ум­ным и по­ни­ма­ю­щим» свое на­став­ле­ние – «нуж­ные», по его мне­нию, сло­ва. В на­ча­ле со­чи­не­ния он го­во­рит, что «прос­то ре­шил из­ло­жить свои мыс­ли», и вновь на­по­ми­на­ет об этой сво­ей це­ли в кон­це про­из­ве­де­ния. Свод его мыс­лей – «Бла­го­дат­ное зна­ние» дол­жен обу­чить чи­та­ю­ще­го добру:

Две до­блес­ти в му­же не зна­ют пре­де­ла:

Хо­ро­шее сло­во и доброе де­ло.

Ав­тор «Бла­го­дат­но­го зна­ния» с гор­достью упо­ми­на­ет и о сво­ей пер­во­от­кры­ва­тель­ской мис­сии: он – пер­вый, кто со­здал по­доб­ное со­чи­не­ние по-тюрк­ски

Пас­лось сло­во тюр­ков оле­нем на­гор­ным

А я при­ру­чил его, сде­лал по­кор­ным.

Дейст­ви­тель­но ли Юсуф со­здал столь зна­чи­тель­ное про­из­ве­де­ние, не опи­ра­ясь на пред­шест­во­вав­шую тра­ди­цию, не­из­вест­но. Сам по се­бе этот факт ма­ло ве­ро­я­тен, но тем не ме­нее в на­уке нет ни­ка­ких све­де­ний о том, ка­кие ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния та­ко­го же или ино­го жан­ра на тюрк­ском язы­ке пред­шест­во­ва­ли «Бла­го­дат­но­му зна­нию». За­гад­ки, окру­жа­ю­щие «Бла­го­дат­ное зна­ние» как уни­каль­ное по­э­ти­чес­кое со­чи­не­ние, на этом не кон­ча­ют­ся. Дру­гим, не ме­нее за­га­доч­ным, яв­ля­ет­ся от­сут­ст­вие ка­ких-ли­бо упо­ми­на­ний о Юсу­фе Ба­ла­са­гун­ском и его вы­да­ю­щем­ся  со­вре­мен­ни­ке – фи­ло­ло­ге Мах­му­де Каш­гар­ском, со­зда­те­ле за­ме­ча­тель­но­го сво­да фи­ло­ло­ги­чес­ких зна­ний о тюрк­ских язы­ках то­го вре­ме­ни, у бо­лее позд­них по вре­ме­ни вос­точ­ных ав­то­ров био­гра­фи­чес­ких и биб­лио­гра­фи­чес­ких тру­дов.

«Бла­го­дат­ное зна­ние» — эпи­чес­кое про­из­ве­де­ние яр­ко ди­дак­ти­чес­ко­го ха­рак­те­ра, на­пи­сан­ное в жан­ре мес­не­ви, т.е. сти­ха­ми, каж­дый из ко­то­рых со­сто­ит из двух по­лу­сти­ший, риф­му­ю­щих­ся меж­ду со­бой. Та­кие сти­хи в араб­ской, пер­сид­ско-тад­жик­ской и тюрк­ских (му­суль­ман­ско­го ре­гио­на) ли­те­ра­ту­рах на­зы­ва­ет­ся бей­та­ми (ар­б­ск. bajt – «дом»). Об­щее чис­ло бей­тов в «Бла­го­дат­ном зна­нии» — 6645 в ос­нов­ной час­ти со­чи­не­ния и 77 в сти­хотвор­ном пре­ди­сло­вии. В ев­ро­пей­ской и пе­ре­вод­чес­кой тра­ди­ции два по­лу­сти­шия, со­став­ля­ю­щие бейт (они на­зы­ва­ют­ся мис­ра), при­ня­то рас­по­ла­гать не го­ри­зон­таль­но, т.е. в ви­де од­ной стро­ки, как это де­ла­лось в ру­ко­пи­сях и де­ла­ет­ся по­ны­не в из­да­ни­ях араб­ской гра­фи­кой, а вер­ти­каль­но, т.е. в ви­де двух стро­чек. Та­ким об­ра­зом, чис­ло риф­му­ю­щих­ся строк в «Бла­го­дат­ном зна­нии» — 13434.

В со­чи­не­нии от­ра­же­на в ху­до­жест­вен­но пре­о­бра­жен­ном ви­де сре­да, со­вре­мен­ная ав­то­ру, — пер­со­на­жи, со­бы­тия, мо­раль­но-эти­чес­кие и нравст­вен­ные иде­а­лы, свя­зан­ные с жизнью, куль­ту­рой и идео­ло­ги­ей осед­лой тюрк­ской го­су­дар­ст­вен­нос­ти, еще проч­но со­хра­ня­ю­щей па­мять о сво­ей ко­че­вой «пре­дыс­то­рии». «Бла­го­дат­ное зна­ние» — свое­об­раз­ный нравст­вен­ный ко­декс сво­е­го вре­ме­ни.

Все опи­сы­ва­е­мое в «Бла­го­дат­ном зна­нии» зиж­дет­ся на ос­но­вах ис­ла­ма и мо­раль­но-нравст­вен­ных пред­пи­са­ни­ях ша­ри­а­та – сво­да уло­же­ний, ре­гу­ли­ро­вав­ших юри­ди­чес­кие и мо­раль­но-эти­чес­кие от­но­ше­ния му­суль­ман. Единст­вен­ный след до­ис­лам­ской идео­ло­гии в со­чи­не­нии – упо­ми­на­ние древ­не­тюрк­ско­го эпи­чес­ко­го ге­роя Алп Эр Тон­га, ко­то­ро­го Юсуф отож­дест­вля­ет с древ­ним ле­ген­дар­ным ге­ро­ем Аф­ра­си­а­бом. При­чи­ной та­ко­го отож­дест­вле­ния яв­ля­ет­ся тот факт, что древ­не­иран­ский эпи­чес­кий ге­рой Аф­ра­си­аб по­ка­зан в Авес­те как пра­ви­тель Ту­ра­на, а у Фир­до­уси в «Шах­на­ме» он – пред­во­ди­тель тюрк­ских пле­мен.

Ав­тор: Ива­нов С.Н. О «Бла­го­дат­ном зна­нии» Юсу­фа Ба­ла­са­гун­ско­го // Юсуф Ба­ла­са­гун­ский. Бла­го­дат­ное зна­ние. М., «На­ука», 1983.



Оставить ответ