Алишер Навои

Али­шер На­вои (9.2.1441, Ге­рат, — 3.1.1501, там же), вы­да­ю­щий­ся по­эт, мыс­ли­тель и го­су­дар­ст­вен­ный де­я­тель Вос­то­ка. Ро­дил­ся в семье ти­му­рид­ско­го чи­нов­ни­ка Ги­я­сад­ди­на Кич­ки­не, дом ко­то­ро­го был цент­ром об­ще­ния лю­дей ис­кус­ст­ва, в том чис­ле по­этов. Уже к 15 го­дам На­вои стал из­вес­тен как по­эт, сла­га­ю­щий сти­хи на двух язы­ках (сред­не­ази­ат­ских тюр­ки и фар­си). Учил­ся в Ге­ра­те, Меш­хе­де и Са­мар­кан­де. В 1469 го­ду стал хра­ни­те­лем пе­ча­ти при пра­ви­те­ле Хо­ра­са­на Сул­тан-Ху­сей­не Бай­ка­ра, с ко­то­рым вмес­те учил­ся в мед­ре­се. В 1472 го­ду был на­зна­чен ви­зи­рем и по­лу­чил ти­тул эми­ра. На­вои ока­зы­вал по­мощь учё­ным, ху­дож­ни­кам, му­зы­кан­там, по­этам, кал­ли­гра­фам, ру­ко­во­дил стро­и­тель­ст­вом мед­ре­се, боль­ни­цы, мос­тов.

Убеж­дён­ный гу­ма­нист, бо­рец про­тив сред­не­ве­ко­во­го дес­по­тиз­ма и про­из­во­ла, Али­шер На­вои об­ли­чал зло­упо­треб­ле­ния вель­мож, ко­рыс­то­лю­бие взя­точ­ни­ков, вы­сту­пал за­щит­ни­ком на­ро­да пе­ред сул­та­ном и ре­шал де­ла в поль­зу не­спра­вед­ли­во оби­жен­ных. Про­грес­сив­ные по­зи­ции На­вои вы­зва­ли не­до­воль­ст­во при дво­ре. В 1487 го­ду На­вои был со­слан в от­да­лён­ную про­вин­цию Аст­ра­бад в ка­чест­ве пра­ви­те­ля. Крах на­дежд на воз­мож­ность по­ли­ти­чес­ко­го пе­ре­уст­рой­ст­ва стра­ны и ус­та­нов­ле­ния ми­ра в го­су­дар­ст­ве, раз­ди­ра­е­мом усо­би­ца­ми Ти­му­ри­дов, вы­ну­ди­ли На­вои ос­та­вить служ­бу. Вер­нув­шись в Ге­рат в 1488 го­ду, ко­нец жиз­ни про­вёл в уси­лен­ной твор­чес­кой ра­бо­те.

Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие Али­ше­ра На­вои ве­ли­ко и мно­гог­ран­но: око­ло 30 сбор­ни­ков сти­хов, круп­ных по­эм, про­за­и­чес­ких со­чи­не­ний и на­уч­ных трак­та­тов, все­сто­рон­не рас­кры­ва­ю­щих ду­хов­ную жизнь Сред­ней Азии 15 ве­ка. На­вои твор­чес­ки ис­поль­зо­вал мно­го­ве­ко­вой ху­до­жест­вен­ный опыт ли­те­ра­ту­ры на­ро­дов Сред­ней Азии и Ближ­не­го Вос­то­ка. "Со­кро­вищ­ни­ца мыс­лей" — свод сти­хов, со­бран­ных и рас­по­ло­жен­ных са­мим по­этом в 1498-1499 го­дах хро­но­гра­фи­чес­ки по че­ты­рём сбор­ни­кам-ди­ва­нам, со­от­вет­ст­вен­но че­ты­рём сту­пе­ням воз­рас­та по­эта: "Ди­ко­ви­ны дет­ст­ва", "Ред­кос­ти юнос­ти", "Ди­ко­ви­ны сред­них лет", "На­зи­да­ния ста­рос­ти". В это со­бра­ние вхо­дят сти­хи раз­ных ли­ри­чес­ких жан­ров, осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны га­зе­ли (бо­лее 2600), из­люб­лен­ный жанр На­вои, от­ли­чав­ши­е­ся уди­ви­тель­ной цель­ностью. По­эт ос­та­вил так­же "Ди­ван Фа­ни" — сбор­ник сти­хов на фар­си. Вер­ши­на твор­чест­ва На­вои — зна­ме­ни­тая "Пя­те­ри­ца", те­ма ко­то­рой бы­ла под­ска­за­на Джа­ми: "Смя­те­ние пра­вед­ных" (1483), "Лей­ли и Мед­ж­нун" (1484), "Фар­хад и Ши­рин" (1484), "Семь пла­нет" (1484), "Ис­кан­да­ро­ва сте­на" (1485). По устой­чи­вой вос­точ­ной тра­ди­ции "Пя­те­ри­ца" На­вои яви­лась "от­ве­том" (на­зи­ра) на "Пя­те­ри­цы" Ни­за­ми Гянд­же­ви и ин­до-иран­ско­го по­эта Ами­ра Хос­ро­ва Де­хле­ви, пи­сав­ше­го на фар­си. Об­ра­тив­шись к сю­же­там их со­чи­не­ний, вос­при­няв и не­ко­то­рые фор­маль­ные осо­бен­нос­ти, На­вои дал со­вер­шен­но иное идей­но-ху­до­жест­вен­ное тол­ко­ва­ние те­ма­ти­ки и сю­жет­ных си­ту­а­ций, но­вую трак­тов­ку об­ра­зов и со­бы­тий. "Смя­те­ние пра­вед­ных", пер­вая по­эма цик­ла, со­сто­ит из 64 глав и но­сит фи­ло­соф­ско-пуб­ли­цис­ти­чес­кий ха­рак­тер, осве­щая на­ибо­лее су­щест­вен­ные во­про­сы тог­даш­ней дей­ст­ви­тель­нос­ти; в по­эме рез­ко об­ли­ча­ют­ся фе­о­даль­ные усо­би­цы и жес­то­кость вель­мож, про­из­вол бе­ков, ли­це­ме­рие и хан­жест­во му­суль­ман­ских шей­хов и за­ко­но­ве­дов, утверж­да­ют­ся иде­а­лы спра­вед­ли­вос­ти. По­эма из­ла­га­ет ос­нов­ные чер­ты ми­ро­воз­зре­ния На­вои, его эти­чес­кие и эс­те­ти­чес­кие взгля­ды. "Лей­ли и Мед­ж­нун" — по­э­ти­чес­кая раз­ра­бот­ка по­пу­ляр­но­го древ­не­а­раб­ско­го пре­да­ния о тра­ги­чес­кой люб­ви юно­го Кай­са к кра­са­ви­це Лей­ли. Гу­ма­нис­ти­чес­кий па­фос, эмо­ци­о­на­ль­ная на­пря­жён­ность кон­флик­та, си­ла ху­до­жест­вен­но­го воз­дей­ст­вия на чи­та­те­ля бы­ли при­чи­ной ог­ром­но­го вли­я­ния по­эмы на мно­гие вос­точ­ные ли­те­ра­ту­ры и уз­бек­ский фольк­лор. "Фар­хад и Ши­рин" — ге­ро­и­ко-ро­ман­ти­чес­кая по­эма о люб­ви бо­га­ты­ря Фар­ха­да к ар­мян­ской кра­са­ви­це Ши­рин, на ко­то­рую пре­тен­ду­ет иран­ский шах Хос­ров. По­эма от­ли­ча­ет­ся от пред­шест­ву­ю­щих про­из­ве­де­ний, раз­ра­ба­ты­вав­ших этот сю­жет, тем, что её цент­раль­ным об­ра­зом ста­но­вит­ся не шах Хос­ров, а Фар­хад, бо­рец за прав­ду и спра­вед­ли­вость, ге­ро­и­чес­кие по­ступ­ки ко­то­ро­го про­ти­во­пос­тав­ле­ны тру­сос­ти ша­ха. Об­раз Фар­ха­да стал на­ри­ца­тель­ным, во­пло­щая со­ци­аль­но-эс­те­ти­чес­кий иде­ал на­ро­да. На­вои ис­поль­зо­вал при­ё­мы фольк­лор­ной по­э­ти­ки, тра­ди­ции на­род­но­го ге­ро­и­чес­ко­го эпо­са. "Семь пла­нет", чет­вёр­тая по­эма цик­ла, со­сто­ит из се­ми ска­зоч­ных но­велл, объ­еди­нён­ных об­щей рам­кой. По­эма со­дер­жит инос­ка­за­тель­ные на­мёки, кри­ти­ку­ю­щие ре­аль­ное окру­же­ние На­вои, пра­ви­те­лей — Ти­му­ри­дов, са­мо­го Сул­тан-Ху­сей­на, его при­двор­ных и др. "Ис­кан­да­ро­ва сте­на" — за­клю­чи­тель­ная по­эма цик­ла, её ге­рой — иде­аль­ный спра­вед­ли­вый пра­ви­тель, вы­со­кон­рав­ст­вен­ный муд­рец Ис­кан­дар.

Кни­га "Пя­те­ри­ца смя­тен­ных" (1492) по­свя­ще­на Джа­ми. Для изу­че­ния ис­то­рии уз­бек­ской и пер­сид­ско-тад­жик­ской ли­те­ра­ту­ры, их вза­и­мос­вя­зей име­ли зна­че­ние ан­то­ло­гия "Со­бра­ние утон­чён­ных" (1491-1492) — крат­кие ха­рак­те­рис­ти­ки пи­са­те­лей эпо­хи На­вои, "Ис­то­рия иран­ских ца­рей" и "Ис­то­рия про­ро­ков и муд­ре­цов", со­дер­жа­щие све­де­ния о ле­ген­дар­ных и ис­то­ри­чес­ких де­я­те­лях Сред­ней Азии и Ира­на, о зо­ро­аст­рий­ской и ко­ра­ни­чес­кой ми­фо­ло­гии. Важ­ные во­про­сы те­о­рии ли­те­ра­ту­ры, осо­бен­но сти­хос­ло­же­ния, осве­ще­ны в трак­та­те "Ве­сы раз­ме­ров". В кон­це жиз­ни Али­шер На­вои на­пи­сал ал­ле­го­ри­чес­кую по­эму "Язык птиц" (1499) и фи­ло­соф­ско-ди­дак­ти­чес­кое со­чи­не­ние "Воз­люб­лен­ный сер­дец" (1500) — о наи­луч­шем устрой­ст­ве че­ло­ве­чес­ко­го об­щест­ва. Из­вест­ное вли­я­ние на кни­гу На­вои ока­за­ли со­чи­не­ния Юсу­фа Ба­ла­са­гу­ни и "Гу­лис­тан" Са­а­ди. Ос­нов­ная идея кни­ги — осуж­де­ние "жес­то­ких, не­ве­жест­вен­ных и раз­врат­ных ца­рей", стрем­ле­ние ус­та­но­вить проч­ную цент­ра­ли­зо­ван­ную власть спра­вед­ли­во­го пра­ви­те­ля во гла­ве бла­го­ден­ст­ву­ю­щей стра­ны. Это бы­ло меч­той всей жиз­ни по­эта. Тра­ги­чес­ки осо­зна­вая не­воз­мож­ность осу­щест­вле­ния сво­их по­ли­ти­чес­ких иде­а­лов, он тем не ме­нее ве­рил в ко­неч­ную по­бе­ду свет­ло­го на­ча­ла. От­сю­да оп­ти­мизм и жиз­не­ут­верж­да­ю­щая си­ла его тво­ре­ний.

В ли­те­ра­ту­ре то­го вре­ме­ни бы­ло мне­ние, что язык тюр­ки груб для по­э­зии; На­вои в трак­та­те "Спор двух язы­ков" (1499) те­о­ре­ти­чес­ки об­ос­но­вал куль­тур­ное и ху­до­жест­вен­ное зна­че­ние ста­ро­уз­бек­ско­го язы­ка, на­зы­ва­е­мо­го тюр­ки. На­вои ока­зал воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие не толь­ко уз­бек­ской ли­те­ра­ту­ры, но и на раз­ви­тие уй­гур­ской, тур­к­мен­ской, азер­байд­жан­ской, ту­рец­кой, та­тар­ской и др. тюр­ко­языч­ных ли­те­ра­тур. Ми­ро­воз­зре­ние и твор­чест­во На­вои не ли­ше­но идей­ных про­ти­во­ре­чий, со­ци­аль­ных ил­лю­зий. Но па­фос твор­чест­ва На­вои — в его гу­ма­низ­ме и де­мо­кра­ти­чес­ких устрем­ле­ни­ях, в утверж­де­нии до­сто­ин­ст­ва че­ло­ве­ка, его пра­ва на счастье. Твор­чест­во Али­ше­ра На­вои име­ло боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия в вос­точ­ных ли­те­ра­ту­рах про­грес­сив­но-ро­ман­ти­чес­ко­го твор­чес­ко­го ме­то­да.

111

Пу­те­шест­вия по Ита­лии



Оставить ответ