Абу Нувас

Абу Ну­вас аль-Ха­сан бен Ха­ни аль-Ха­ка­ми (се­ре­ди­на VIII ве­ка — меж­ду 813 и 815) — вы­да­ю­щий­ся араб­ский по­эт эпо­хи Ха­рун-аль-Ра­ши­да и аль-Ами­на.

Био­гра­фия

Абу Ну­вас был вы­ход­цем из бед­ной семьи воль­но­от­пу­щен­ни­ка, то есть об­ра­щён­но­го в рабст­во жи­те­ля за­во­ёван­ной ара­ба­ми об­лас­ти, при­няв­ше­го ис­лам, а позд­нее по­лу­чив­ше­го сво­бо­ду и став­ше­го на­ём­ным сол­да­том в вой­сках по­след­не­го омей­яд­ско­го ха­ли­фа — Мар­ва­на II. Мать Абу Ну­ва­са бы­ла пер­си­ян­кой и за­ра­ба­ты­ва­ла на жизнь мыть­ём шерс­ти. Абу Ну­вас ро­дил­ся в се­ле­нии Ах­ваз в об­лас­ти Ху­зис­тан. В раз­ных ис­точ­ни­ках год его рож­де­ния варь­и­ру­ет­ся от 747 до 762. Дет­ские го­ды про­вёл в Бас­ре, тру­дясь в лав­ке тор­гов­ца бла­го­во­ни­я­ми, для ко­то­ро­го со­би­рал аро­ма­ти­чес­кие тра­вы.

В VIII — IX ве­ках Бас­ра бы­ла од­ним из глав­ных цент­ров араб­ской фи­ло­ло­гии, и здесь Абу Ну­вас свёл зна­ком­ст­во с учё­ны­ми-фи­ло­ло­га­ми, ко­то­рые по­мог­ли по­лу­чить ши­ро­кое для то­го вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ние. Здесь же он встре­тил­ся с по­этом Ва­ли­бой ибн аль-Ху­ба­бом. Стать уче­ни­ком Ва­ли­бы, сти­хи ко­то­ро­го бы­ли ши­ро­ко из­вест­ны за пре­де­ла­ми его род­но­го го­ро­да Ку­фы, бы­ло для Ха­са­на боль­шой уда­чей: здесь он мог по­зна­ко­мить­ся с ис­кус­ст­вом сти­хос­ло­же­ния слу­шая уро­ки сво­е­го учи­те­ля, за­пи­сы­вая его сти­хи, при­сут­ст­вуя на по­э­ти­чес­ких со­стя­за­ни­ях. Он же ввёл его в ком­па­нию «зо­ло­той мо­ло­дёжи». В этом об­щест­ве по­эт про­во­дил вре­мя спер­ва в Бас­ре, позд­нее в дру­гом цент­ре араб­ской куль­ту­ры — Ку­фе и в сто­ли­це ха­ли­фа­та — Баг­да­де. Здесь он был за­ме­чен и при­бли­жен ко дво­ру про­слав­лен­ны­ми по­кро­ви­те­ля­ми по­э­зии ха­ли­фа­ми Ха­рун ар-Ра­ши­дом. В ка­чест­ве при­двор­но­го па­не­ги­рис­та Абу Ну­вас со­чи­нял па­не­ги­ри­ки, про­слав­ляя пред­ста­ви­те­лей пра­вя­щей ди­нас­тии и дру­гих вы­со­ко­пос­тав­лен­ных лиц им­пе­рии.

Абу Ну­вас вёл весь­ма лег­ко­мыс­лен­ный об­раз жиз­ни, и, не­смот­ря на сни­схо­ди­тель­ное от­но­ше­ние по­кро­ви­те­лей, за дур­ное по­ве­де­ние его не­од­но­крат­но за­клю­ча­ли в тем­ни­цу. Сти­хи Абу Ну­ва­са бы­ли до­ступ­ны в то вре­мя каж­до­му — они бы­ли лег­ки для по­ни­ма­ния, от­ли­ча­лись яр­кой об­раз­ностью и на­пи­са­ны по­нят­ным, без ред­ких и уста­рев­ших слов язы­ком. Все сред­не­ве­ко­вые ав­то­ры, пи­сав­шие об Абу Ну­ва­се, под­чер­ки­ва­ют — кто со­чувст­вен­но, а кто осуж­да­ю­ще — его лю­бовь к прос­то­на­ро­дью.

Абу Ну­вас был вы­нуж­ден бе­жать в Еги­пет на ка­кое-то вре­мя, пос­ле то­го как он на­пи­сал эле­ги­чес­кое сти­хотво­ре­ние, вос­хва­ля­ю­щее Бар­ме­ки­дов, сверг­ну­тых и уби­тых Ха­ру­ном аль-Ра­ши­дом. Абу Ну­вас вер­нул­ся в Баг­дад в 809 го­ду пос­ле смер­ти Ха­ру­на ар-Ра­ши­да. По­сле­ду­ю­щее вос­шест­вия на пре­стол Му­хам­ме­да аль-Ами­на, двад­ца­тид­вух-лет­не­го сы­на Ха­ру­на ар-Ра­ши­да (и быв­ше­го уче­ни­ка Абу Ну­ва­са) бы­ла уда­чей для по­эта. Од­но из из­вест­ных сво­их со­чи­не­ний — сти­хот­вре­ние Ка­си­да , он со­чи­нил в честь аль-Ами­на. По­след­ние го­ды жиз­ни Абу Ну­вас про­вёл в Баг­да­де в ка­чест­ве при­двор­но­го по­эта ха­ли­фа аль-Ами­на. Со­вре­мен­ни­ки по­эта, по­сто­ян­но по­ри­цав­шие его за рас­пу­щен­ность, еди­но­душ­но от­ме­ча­ли ши­ро­кую об­ра­зо­ван­ность Абу Ну­ва­са, глу­бо­ко раз­би­рав­ше­го­ся в ме­ди­ци­не, аст­ро­но­мии и дру­гих на­уках.

Тем не ме­нее, Абу Ну­вас был за­клю­чён в тюрь­му, ког­да из­вес­тие о пья­ном рас­пут­ст­ве по­эта пе­ре­пол­ни­ло ча­шу тер­пе­ния аль-Ами­на. Бы­ло ука­за­но, что сек­ре­тарь аль-Ма­му­на Зон­бор об­ма­ном по­бу­дил пья­но­го Абу Ну­вас на­пи­сать са­ти­ру, со­дер­жа­щую вы­ска­зы­ва­ние са­ти­ри­чес­ко­го ха­рак­те­ра о има­ме Али. Зо­тор за­тем чи­тал сти­хотво­ре­ние пуб­лич­но, что­бы про­дол­жить тю­рем­ное за­клю­че­ние Абу Ну­ва­са. По раз­ным дан­ным Абу Ну­вас ли­бо умер в тюрь­ме или был от­рав­лен Ис­ма­и­лом бен Абу Са­хе­лем.

Твор­чест­во

По­э­ти­чес­кое на­сле­дие Абу Ну­ва­са очень ве­ли­ко. Его пе­ру при­над­ле­жат сти­хи всех тра­ди­ци­он­ных жан­ров, кро­ме то­го, он счи­тал­ся со­зда­те­лем осо­бо­го жан­ра охот­ничь­их сти­хов — тар­дий­ят. Сла­ву ему при­нес­ли его хам­рий­ят — сти­хи о ви­не. Это обыч­но длин­ные мно­го­сю­жет­ные сти­хотво­ре­ния со слож­ной ком­по­зи­ци­ей.

Для лю­бов­ной ли­ри­ки Абу Ну­ва­са свойст­вен­но упо­треб­ле­ние мно­жест­ва де­та­лей, при­ме­не­ние раз­но­об­раз­ных ме­та­фор, ри­то­ри­чес­ких обо­ро­тов и про­чих по­э­тиз­мов. В ли­ри­чес­ких сти­хотво­ре­ни­ях со­хра­ня­ет­ся диа­лог, ни в чём не на­ру­ша­ет­ся жи­вой по­ток ре­чи.

Про­тив­ник бе­ду­ин­ско­го «псев­док­лас­си­циз­ма», он яв­ля­ет­ся вид­ней­шим пред­ста­ви­те­лем «но­во­го сти­ля», от­ра­зив­ше­го бо­лее утон­чён­ные фор­мы бы­та и на­стро­е­ния бо­га­то­го го­ро­жа­ни­на в пе­ри­од пре­вра­ще­ния ха­ли­фа­та из за­мкну­то­го араб­ско­го го­су­дар­ст­ва в дер­жа­ву меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния. Во мно­гих сти­хах Абу Ну­ва­са вы­сме­и­ва­ет­ся поч­ти весь на­бор штам­пов древ­не­а­раб­ской по­э­зии: опла­ки­ва­ние ис­тлев­ших остат­ков бе­ду­ин­ских шат­ров, «бе­ду­ин­ские» жен­ские име­на Лей­ла, Хинд, Ас­ма… и мно­жест­во дру­гих. Толь­ко в па­не­ги­ри­ках по­эт ста­рал­ся сле­до­вать тра­ди­ци­он­но­му ка­но­ну.

Сред­не­ве­ко­вый ли­те­ра­тор ибн Джин­ни го­во­рит, что «Абу Ну­вас знал наиз­усть 700 ур­джуз». Бу­ду­чи про­слав­лен­ным по­этом, Абу Ну­вас убеж­дал сво­их уче­ни­ков в не­об­хо­ди­мос­ти доско­наль­но знать ста­рую по­э­зию — не­ис­ся­ка­е­мую со­кро­вищ­ни­цу об­ра­зов. Он го­во­рил: «При­о­бре­тай­те зна­ния — это муд­рость». Прав­да, пос­ле то­го как уче­ни­ки де­мон­ст­ри­ро­ва­ли свои зна­ния в этой об­лас­ти, он тре­бо­вал, что­бы они «за­бы­ли всё, что вы­учи­ли наиз­усть». Это озна­ча­ло, что он про­тив сле­по­го под­ра­жа­ния штам­пам, а от­нюдь не про­тив са­мой ста­рой по­э­зии.

Его пес­ни со­бра­ны не­ко­то­ры­ми араб­ски­ми учё­ны­ми в «Ди­ван» (сбор­ник): из­да­ны в не­мец­кой об­ра­бот­ке Кре­ме­ром (Ве­на, 1855). Ев­ро­пей­ские ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют Абу Ну­ва­са «араб­ским Ана­кре­о­ном» и «араб­ским Гей­не». Чувст­вен­ность на­шла не­ма­лое от­ра­же­ние в его твор­чест­ве; но сре­ди чувст­вен­ных и прос­то пор­но­гра­фи­чес­ких лю­бов­ных сти­хотво­ре­ний (обыч­но в честь воз­люб­лен­ных сво­е­го же по­ла) вы­де­ля­ет­ся цикл неж­ных и изящ­ных пе­сен, по­свя­щён­ных не­воль­ни­це Джи­на­не.

Бу­ду­чи пред­ста­ви­те­лем ге­до­низ­ма в сво­ей по­э­зии, Абу Ну­вас, со­глас­но пре­да­ни­ям, пе­ре­но­сил иде­а­лы сво­ей по­э­зии в жизнь, вёл жизнь край­не лег­ко­мыс­лен­ную и бес­пут­ную; об его лю­бов­ных и пья­ных по­хож­де­ни­ях, ещё в своё вре­мя став­ших ле­ген­дар­ны­ми, рас­ска­зы­ва­ют «Ты­ся­ча и од­на ночь» и спе­ци­аль­ные сбор­ни­ки фри­воль­ных сти­хов и анек­до­тов. Зна­чи­тель­ная часть этих анек­до­тов пред­став­ля­ет со­бой бро­дя­чие сю­же­ты.

В честь Абу Ну­ва­са был на­зван кра­тер на Мер­ку­рии.

По ма­те­ри­а­лам wikipedia.org



Оставить ответ