Недавно листал старые советские методические школьные журналы и с удивлением обнаружил, как много в них уделяется внимания атеистическому воспитанию. Более всего меня поразил размах атеистической работы на уровне государства.
Недаром на одном из Пленумов ЦК КПСС подчеркивалось: «Нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой населения, как верующие. Под влиянием религии еще остается часть людей и часть прямо скажем, не такая уж малая» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с. 60).
Атеизм в СССР – одна из главных научных дисциплин, которая так и называлась «Научный атеизм». Так вот эти «специалисты» по научному атеизму стали обосновывать актуальность своей работы целым рядом факторов. Эти факторы представляют определенный интерес и в наше время, поэтому перечислим их подробнее:
— религия препятствует формированию у определенной части молодежи материалистического миропонимания;
— религия наносит ущерб не только отдельным лицам – верующим, но и всему обществу, так как тормозит рост общественно-политической активности верующей части населения, не дает полностью использовать их творческую способность, энергию;
— религия обедняет человеческую жизнь: ведь главные усилия церковь направляет на проповедь отказа от земных благ во имя приобретения благ «загробной жизни»;
— религиозная мораль, приверженность исповедуемой религии являются определенным тормозом развития коммунистических взаимоотношений, разобщают верующих с неверующими, а также с теми, кто исповедует другую религию.
Вот такие пироги. Ничего не напоминают Вам эти «факторы»? Надеюсь, Вы сразу поняли, что подобные аргументы и в наше время приводят современные атеисты, заменяя слова «коммунистический» на «демократический». В общем, идеологически перекрашивая слова, но оставляя без изменений сущность этих «аргументов» современное поколение атеистов продолжает свою идеологическую борьбу с религией.
А как вам типология групп нерелигиозной молодежи от профессоров «научного атеизма»? Давайте ознакомимся:
Атеисты – не только отрицают существование Бога, Рая, Ада, сверхъестественных сил, но и обосновывают свои взгляды, подвергают научной критике реакционную сущность религиозной идеологии, ясно понимают несовместимость религиозной и коммунистической морали. По отношению к религии они занимают активную позицию, участвуют в атеистической работе.
Неверующие – отрицательно относятся к религии, но далеки от того, чтобы аргументировать свое отношение, научно объяснять сущность религии, ее место в обществе, отношение к науке.
Безразличные – индифферентно относятся не только к проблемам атеизма и религии, но и к проблемам мировоззрения вообще. Они не знают и не понимают антинаучности религиозной идеологии. Таких молодых людей можно встретить среди самых различных категорий молодежи.
Колеблющиеся – находятся между верой и неверием. Выражая сомнение в истинности основных религиозных догматов, в том числе в существование Бога, они тем не менее допускают наличие каких-то сверхъестественных сил.
Еще в 1905 году пророк атеизма — В.И. Ленин в своей статье «Социализм и религия» писал: «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т.е. быть атеистом…».
Но Ленин как всегда безбожно врал. Коммунисты еще как вмешивались в дела религии, а свободой религиозного исповедания в годы могущества СССР даже и не пахло.
В подтверждение этому, 5 февраля 1918 года был опубликован подписанный В.И. Лениным декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который провозгласил свободу совести, равенство всех религий перед законом. Церковные и религиозные общества лишались права на владение собственностью, ведение актов гражданского состояния полностью передавалось гражданской власти.
Надо признать: атеистическая работа в Советском союзе была хорошо поставлена (если конечно можно применить такое положительное слово как «хорошо» к такому гнусному деянию как атеизм). Партийные и комсомольские организации сумели постепенно вырвать из сферы влияния религии бóльшую часть населения, и в первую очередь молодежь. Успеху атеистической работы способствовала борьба за повышение общеобразовательного и культурного уровня (в частности ликвидация неграмотности) молодежи; привлечение ее к общественно-политической работе; антирелигиозная деятельность клубов, изб-читален, красных уголков; развитие художественной самодеятельности, распространение политических и научных знаний, проведение циклов лекций на атеистические темы («Происхождение человека», «Религия – враг науки» и др.) с демонстрацией физических и химических опытов, разоблачающих «чудеса» религии (а если быть точнее, то «чудеса» христианской религии).
Идеологи-атеисты СССР убеждали, что в Советском союзе созданы все условия для нормального функционирования религиозных объединений, а свобода совести, т.е. право быть верующим или неверующим, якобы гарантируется Конституцией СССР. Ну что ж, посмотрим, что говорится о религии в этой Конституции. Статья 52: «Возбуждение вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается». Статья 34: «Граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения… расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии…». И все… Но разве эти две статьи можно назвать признаком лояльного отношения государства к религии. Не знаю как вам, а мне кажется, что эти статьи Конституции СССР никак нельзя назвать условиями для нормального функционирования религиозных объединений и тем более свободой вероисповедания. Мутно, как-то. А может нарочно так все запутали…
И в 80-е годы ХХ прошлого века руководители КПСС по-ленински твердили (читай — врали), что «государство не вмешивается во внутренние дела церкви, церковь не вмешивается в дела государства». Помнят еще наши отцы, как их родители тайно читали намаз и скрывали свой пост в месяц Рамадан под угрозой религиозной дискриминации. Функционеры КПСС, КГБ, МВД, ВЛКСМ вели беспощадную борьбу с религией, особенно с исламом.
И, несмотря на это, все же считалось, что законодательством СССР категорически запрещается дискриминация верующих и какое бы то ни было насилие над их совестью. Так, например, отказ гражданам в приеме на работу или учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения в зависимости от отношения к религии являются уголовно наказуемыми деяниями. Спасибо и на этом, хоть на бумажке соблюдались права верующих в совке. А сейчас, что делается: из-за хиджаба отчисляют со школ, колледжей и вузов верующих мусульманок и стараются не брать на работу читающих намаз граждан Республики Казахстан. Благо и новый закон о религии от 2011 года позволяет такие перлы в сторону верующего населения. Что называется, приехали… Вот тебе бабушка и Юрьев день.
Однако и в то нелегкое время были люди, мужественно призывающие население к религии Аллаха. Несмотря на «недремлющее око» и «карающий меч» КГБ СССР они тайно устраивали экскурсии, познавательные вечера, встречи со знатоками ислама и проч. Эти действия объективно способствовали усилению позиций ислама, что наносило большой урон атеистической работе. А атеистическая работа не дремала.
Так, на IX пленуме ЦК ВЛКСМ (август 1984 г.) отмечалось: «Каждый факт участия в религиозных обрядах, увлечения украшениями с культовой символикой, примиренческого отношения к религиозным взглядам должен вызывать в комитетах комсомола не просто озабоченность, а активное противодействие». Комсомольские же вожаки на местах, стремясь выслужиться перед красной метрополией – Москвой, как верные псы, настойчиво внедряли в жизнь центральную установку ЦК ВЛКСМ.
Следует признать, что ученые-атеисты проводили и действительно ценные с научной точки зрения исследования. Так, еще в 20-е годы ХХ века известный советский педагог П.П. Блонский отмечал, что наибольшее влияние на развитие религиозных представлений у ребенка оказывает мать. Современная наука подтвердила это: эффективное религиозное воздействие в семье происходит лишь в том случае, если мать верующая. Когда верующим оказывается отец, а мать неверующая, дети, как правило, растут атеистами. Пусть верующие юноши «намотают себе на ус» этот научный постулат. Ведь, к сожалению, в наше время среди религиозной молодежи участились случаи женитьб на нерелигиозных девушках из-за красоты, богатства или просто из-за «так получилось».
Социологи 80-х годов ХХ века путем всесторонних социологических исследований выявили, что абсолютное большинство советской молодежи (97%) являются атеистами. Потрясающие своим злом проценты. Добиться такого впечатляющего результата коммунистам во многом помогла советская школа.
Действительно, мало того, что на обычных уроках шла мощная атеистическая пропаганда. Так еще и во внеклассной работе продолжалась целенаправленная атеистическая деятельность. К ней активно привлекалась пионерская и комсомольская организации, родительский и общественный актив, шефы. В этой работе использовались многообразные формы – тематические пионерские сборы, комсомольские собрания и диспуты, викторины, атеистические кружки, клубы, наглядная агитация.
А вот еще методика, которую им мог внушить только Главчерт — Иблис. Как правильно подметили ученые-атеисты, значительное антирелигиозное воздействие оказывает внедрение в жизнь школьника новых обрядов, традиций, праздников. Они хорошо знали, что для детей, подростков огромное значение имеет эмоциональная сторона событий. Педагоги, пионервожатые стремились к тому, чтобы антирелигиозные мероприятия проходили интересно, торжественно, будили в школьниках любознательность. Вот где «зарыта собака» в методике проведения Новых годов, утренников, празднований 8 марта и 9 мая и прочих «красных» (от крови) дат.
Антирелигиозные «дозы» в школе были тщательно взвешены и систематизированы (надо же было ученым-атеистам отрабатывать свой харамный хлеб перед властью). Атеистические лекции, беседы дополнялись читательскими конференциями по произведениям художественной и научно-популярной литературы, устными журналами, просмотрами кинофильмов. Для младших школьников организовывались беседы по книгам «Земля и небо» А.М. Волкова, «Как люди открывали свою землю» А.Н. Томилина, а также просмотр и обсуждение научно-популярного фильма «Как человек создал бога?».
Для школьников среднего возраста рекомендовались беседы по книгам «О тайнах религии» И.А. Крывелева, «Человек восстает против бога» М.И. Шахновича, читательскую конференцию по повести В.Ф. Тендрякова «Чудотворная» и просмотр художественного фильма по этому произведению, беседу о поэме Э. Багрицкого «Смерть пионерки».
Старшеклассники переходят уже к более самостоятельной подготовке мероприятий. Их обрабатывали устным журналом, который включал в себя страницы: «Ленинское атеистическое наследие», «Борцы против церковного мракобесия», «Атеистическое значение полетов в космос», «Приметы и суеверия» и т.п. Использование материалов газет «За рубежом», «Комсомольская правда» помогало старшеклассникам «правильно» подготовить сообщение о «деструктивной» роли религии в современном мире.
Школьники старших классов с помощью учителя готовили обсуждение таких произведений русской и зарубежной литературы, как «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Анафема» А.И. Куприна, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Овод» Э. Войнич, и посмотреть кинофильмы «Тучи над Борском», «Иванна».
И наконец, в атеистической работе обязательно использовался опыт краеведения, туристско-экскурсионной работы. Большую помощь атеистам оказывали планетарии, работники которых сопровождали свои лекции («Астрономия и религия», «Творцы научной астрономии», «Мифы о звездном небе», «Небо прекрасной Эллады» и т.п.) демонстрацией небесных явлений, рассчитанных на разные возрастные группы.
Пути и средства идейной борьбы с религией в СССР были многообразны. Успех ее обеспечивался и тем, что соответствующая пропаганда велась систематически, научно, познавательно, с глубоким пониманием проблем, с учетом местных особенностей и уровня подготовки слушателей.
Слава Аллаху, Советский Союз – этот колосс на глиняных ногах рухнул, раскрыв тем самым идеологические оковы с мусульманских и христианских народов постсоветского пространства. Но до полного избавления нашей школьной системы от наследия «научного атеизма» еще очень и очень далеко.