Понедельник, Июнь 26


Атеизм в советской школе

Не­дав­но лис­тал ста­рые со­вет­ские ме­то­ди­чес­кие школь­ные жур­на­лы и с удив­ле­ни­ем об­на­ру­жил, как мно­го в них уде­ля­ет­ся вни­ма­ния ате­ис­ти­чес­ко­му вос­пи­та­нию. Бо­лее все­го ме­ня по­ра­зил раз­мах ате­ис­ти­чес­кой ра­бо­ты на уров­не го­су­дар­ст­ва.

Не­да­ром на од­ном из Пле­ну­мов ЦК КПСС под­чер­ки­ва­лось: «Не­льзя ослаб­лять ра­бо­ту и с та­кой спе­ци­фи­чес­кой груп­пой на­се­ле­ния, как ве­ру­ю­щие. Под вли­я­ни­ем ре­ли­гии еще ос­та­ет­ся часть лю­дей и часть пря­мо ска­жем, не та­кая уж ма­лая» (Ма­те­ри­а­лы Пле­ну­ма Цент­раль­но­го Ко­ми­те­та КПСС 14-15 июня 1983 го­да. М., 1983, с. 60).

Ате­изм в СССР – од­на из глав­ных на­уч­ных дис­цип­лин, ко­то­рая так и на­зы­ва­лась «На­уч­ный ате­изм». Так вот эти «спе­ци­а­ли­с­ты» по на­уч­но­му ате­из­му ста­ли об­ос­но­вы­вать ак­ту­аль­ность сво­ей ра­бо­ты це­лым ря­дом фак­то­ров. Эти фак­то­ры пред­став­ля­ют опре­де­лен­ный ин­те­рес и в на­ше вре­мя, по­это­му пе­ре­чис­лим их под­роб­нее:

— ре­ли­гия пре­пят­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию у опре­де­лен­ной час­ти мо­ло­де­жи ма­те­ри­а­лис­ти­чес­ко­го ми­ро­по­ни­ма­ния;

— ре­ли­гия на­но­сит ущерб не толь­ко от­дель­ным ли­цам – ве­ру­ю­щим, но и все­му об­щест­ву, так как тор­мо­зит рост об­щест­вен­но-по­ли­ти­чес­кой ак­тив­нос­ти ве­ру­ю­щей час­ти на­се­ле­ния, не да­ет пол­ностью ис­поль­зо­вать их твор­чес­кую спо­соб­ность, энер­гию;

— ре­ли­гия обед­ня­ет че­ло­ве­чес­кую жизнь: ведь глав­ные уси­лия цер­ковь на­прав­ля­ет на про­по­ведь от­ка­за от зем­ных благ во имя при­о­бре­те­ния благ «за­гроб­ной жиз­ни»;

— ре­ли­ги­оз­ная мо­раль, при­вер­жен­ность ис­по­ве­ду­е­мой ре­ли­гии яв­ля­ют­ся опре­де­лен­ным тор­мо­зом раз­ви­тия ком­му­нис­ти­чес­ких вза­и­мо­от­но­ше­ний, раз­об­ща­ют ве­ру­ю­щих с не­ве­ру­ю­щи­ми, а так­же с те­ми, кто ис­по­ве­ду­ет дру­гую ре­ли­гию.

Вот та­кие пи­ро­ги. Ни­че­го не на­по­ми­на­ют Вам эти «фак­то­ры»? На­де­юсь, Вы сра­зу по­ня­ли, что по­доб­ные ар­гу­мен­ты и в на­ше вре­мя при­во­дят со­вре­мен­ные ате­и­с­ты, за­ме­няя сло­ва «ком­му­нис­ти­чес­кий» на «де­мо­кра­ти­чес­кий». В об­щем, идео­ло­ги­чес­ки пе­ре­кра­ши­вая сло­ва, но остав­ляя без из­ме­не­ний сущ­ность этих «ар­гу­мен­тов» со­вре­мен­ное по­ко­ле­ние ате­ис­тов про­дол­жа­ет свою идео­ло­ги­чес­кую борь­бу с ре­ли­ги­ей.

А как вам ти­по­ло­гия групп не­ре­ли­ги­оз­ной мо­ло­де­жи от про­фес­со­ров «на­уч­но­го ате­из­ма»? Да­вай­те озна­ко­мим­ся:

Ате­и­с­ты – не толь­ко от­ри­ца­ют су­щест­во­ва­ние Бо­га, Рая, Ада, сверхъ­ес­тест­вен­ных сил, но и об­ос­но­вы­ва­ют свои взгля­ды, под­вер­га­ют на­уч­ной кри­ти­ке ре­ак­ци­он­ную сущ­ность ре­ли­ги­оз­ной идео­ло­гии, яс­но по­ни­ма­ют не­со­вмес­ти­мость ре­ли­ги­оз­ной и ком­му­нис­ти­чес­кой мо­ра­ли. По от­но­ше­нию к ре­ли­гии они за­ни­ма­ют ак­тив­ную по­зи­цию, участ­ву­ют в ате­ис­ти­чес­кой ра­бо­те.

Не­ве­ру­ю­щие – от­ри­ца­тель­но от­но­сят­ся к ре­ли­гии, но да­ле­ки от то­го, что­бы ар­гу­мен­ти­ро­вать свое от­но­ше­ние, на­уч­но объ­яс­нять сущ­ность ре­ли­гии, ее мес­то в об­щест­ве, от­но­ше­ние к на­уке.

Без­раз­лич­ные – ин­диф­фе­рент­но от­но­сят­ся не толь­ко к про­бле­мам ате­из­ма и ре­ли­гии, но и к про­бле­мам ми­ро­воз­зре­ния во­об­ще. Они не зна­ют и не по­ни­ма­ют ан­ти­на­уч­нос­ти ре­ли­ги­оз­ной идео­ло­гии. Та­ких мо­ло­дых лю­дей мож­но встре­тить сре­ди са­мых раз­лич­ных ка­те­го­рий мо­ло­де­жи.

Ко­леб­лю­щи­е­ся – на­хо­дят­ся меж­ду ве­рой и не­ве­ри­ем. Вы­ра­жая со­мне­ние в ис­тин­нос­ти ос­нов­ных ре­ли­ги­оз­ных дог­ма­тов, в том чис­ле в су­щест­во­ва­ние Бо­га, они тем не ме­нее до­пус­ка­ют на­ли­чие ка­ких-то сверхъ­ес­тест­вен­ных сил.

Еще в 1905 го­ду про­рок ате­из­ма — В.И. Ле­нин в сво­ей статье «Со­ци­а­лизм и ре­ли­гия» пи­сал: «Го­су­дар­ст­ву не долж­но быть де­ла до ре­ли­гии, ре­ли­ги­оз­ные об­щест­ва не долж­ны быть свя­за­ны с го­су­дар­ст­вен­ной властью. Вся­кий дол­жен быть со­вер­шен­но сво­бо­ден ис­по­ве­до­вать ка­кую угод­но ре­ли­гию или не при­зна­вать ни­ка­кой ре­ли­гии, т.е. быть ате­ис­том…».

Но Ле­нин как всег­да без­бож­но врал. Ком­му­ни­с­ты еще как вме­ши­ва­лись в де­ла ре­ли­гии, а сво­бо­дой ре­ли­ги­оз­но­го ис­по­ве­да­ния в го­ды мо­гу­щест­ва СССР да­же и не пах­ло.

В под­тверж­де­ние это­му, 5 фев­ра­ля 1918 го­да был опуб­ли­ко­ван под­пи­сан­ный В.И. Ле­ни­ным дек­рет «Об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва и шко­лы от церк­ви», ко­то­рый про­воз­гла­сил сво­бо­ду со­вес­ти, ра­вен­ст­во всех ре­ли­гий пе­ред за­ко­ном. Цер­ков­ные и ре­ли­ги­оз­ные об­щест­ва ли­ша­лись пра­ва на вла­де­ние соб­ст­вен­ностью, ве­де­ние ак­тов граж­дан­ско­го со­сто­я­ния пол­ностью пе­ре­да­ва­лось граж­дан­ской влас­ти.

На­до при­знать: ате­ис­ти­чес­кая ра­бо­та в Со­вет­ском со­юзе бы­ла хо­ро­шо по­став­ле­на (если ко­неч­но мож­но при­ме­нить та­кое по­ло­жи­тель­ное сло­во как «хо­ро­шо» к та­ко­му гнус­но­му де­я­нию как ате­изм). Пар­тий­ные и ком­со­моль­ские ор­га­ни­за­ции су­ме­ли по­сте­пен­но вы­рвать из сфе­ры вли­я­ния ре­ли­гии бóльшую часть на­се­ле­ния, и в пер­вую оче­редь мо­ло­дежь. Успе­ху ате­ис­ти­чес­кой ра­бо­ты спо­соб­ст­во­ва­ла борь­ба за по­вы­ше­ние об­ще­об­ра­зо­ва­тель­но­го и куль­тур­но­го уров­ня (в част­нос­ти лик­ви­да­ция нег­ра­мот­нос­ти) мо­ло­де­жи; при­вле­че­ние ее к об­щест­вен­но-по­ли­ти­чес­кой ра­бо­те; ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная де­я­тель­ность клу­бов, изб-чи­та­лен, крас­ных угол­ков; раз­ви­тие ху­до­жест­вен­ной са­мо­де­я­тель­нос­ти, рас­прост­ра­не­ние по­ли­ти­чес­ких и на­уч­ных зна­ний, про­ве­де­ние цик­лов лек­ций на ате­ис­ти­чес­кие те­мы («Про­ис­хож­де­ние че­ло­ве­ка», «Ре­ли­гия – враг на­уки» и др.) с де­мон­ст­ра­ци­ей фи­зи­чес­ких и хи­ми­чес­ких опы­тов, раз­об­ла­ча­ю­щих «чу­де­са» ре­ли­гии (а если быть точ­нее, то «чу­де­са» хрис­ти­ан­ской ре­ли­гии).

Идео­ло­ги-ате­и­с­ты СССР убеж­да­ли, что в Со­вет­ском со­юзе со­зда­ны все усло­вия для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ний, а сво­бо­да со­вес­ти, т.е. пра­во быть ве­ру­ю­щим или не­ве­ру­ю­щим, яко­бы га­ран­ти­ру­ет­ся Кон­сти­ту­ци­ей СССР. Ну что ж, по­смот­рим, что го­во­рит­ся о ре­ли­гии в этой Кон­сти­ту­ции. Статья 52: «Воз­буж­де­ние враж­ды или не­на­вис­ти в свя­зи с ре­ли­ги­оз­ны­ми ве­ро­ва­ни­я­ми за­пре­ща­ет­ся». Статья 34: «Граж­да­не СССР рав­ны пе­ред за­ко­ном не­за­ви­си­мо от про­ис­хож­де­ния… ра­со­вой и на­цио­на­ль­ной при­над­леж­нос­ти, по­ла, об­ра­зо­ва­ния, язы­ка, от­но­ше­ния к ре­ли­гии…». И все… Но раз­ве эти две статьи мож­но на­звать при­зна­ком ло­яль­но­го от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва к ре­ли­гии. Не знаю как вам, а мне ка­жет­ся, что эти статьи Кон­сти­ту­ции СССР ни­как не­льзя на­звать усло­ви­я­ми для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ний и тем бо­лее сво­бо­дой ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Мут­но, как-то. А мо­жет на­роч­но так все за­пу­та­ли…

И в 80-е го­ды ХХ про­ш­ло­го ве­ка ру­ко­во­ди­те­ли КПСС по-ле­нин­ски твер­ди­ли (чи­тай — вра­ли), что «го­су­дар­ст­во не вме­ши­ва­ет­ся во внут­рен­ние де­ла церк­ви, цер­ковь не вме­ши­ва­ет­ся в де­ла го­су­дар­ст­ва». Пом­нят еще на­ши от­цы, как их ро­ди­те­ли тай­но чи­та­ли на­маз и скры­ва­ли свой по­ст в ме­сяц Ра­ма­дан под угро­зой ре­ли­ги­оз­ной дис­кри­ми­на­ции. Функ­ци­о­не­ры КПСС, КГБ, МВД, ВЛ­К­СМ ве­ли бес­по­щад­ную борь­бу с ре­ли­ги­ей, осо­бен­но с ис­ла­мом.

И, не­смот­ря на это, все же счи­та­лось, что за­ко­но­да­тель­ст­вом СССР ка­те­го­ри­чес­ки за­пре­ща­ет­ся дис­кри­ми­на­ция ве­ру­ю­щих и ка­кое бы то ни бы­ло на­си­лие над их со­вестью. Так, на­при­мер, от­каз граж­да­нам в при­еме на ра­бо­ту или учеб­ное за­ве­де­ние, уволь­не­ние с ра­бо­ты или ис­клю­че­ние из учеб­но­го за­ве­де­ния в за­ви­си­мос­ти от от­но­ше­ния к ре­ли­гии яв­ля­ют­ся уго­лов­но на­ка­зу­е­мы­ми де­я­ни­я­ми. Спа­си­бо и на этом, хоть на бу­маж­ке со­блю­да­лись пра­ва ве­ру­ю­щих в сов­ке. А сей­час, что де­ла­ет­ся: из-за хид­жа­ба от­чис­ля­ют со школ, кол­лед­жей и ву­зов ве­ру­ю­щих му­суль­ма­нок и ста­ра­ют­ся не брать на ра­бо­ту чи­та­ю­щих на­маз граж­дан Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан. Бла­го и но­вый за­кон о ре­ли­гии от 2011 го­да по­зво­ля­ет та­кие пер­лы в сто­ро­ну ве­ру­ю­ще­го на­се­ле­ния. Что на­зы­ва­ет­ся, при­еха­ли… Вот те­бе ба­буш­ка и Юрь­ев день.

Од­на­ко и в то не­лег­кое вре­мя бы­ли лю­ди, му­жест­вен­но при­зы­ва­ю­щие на­се­ле­ние к ре­ли­гии Ал­ла­ха. Не­смот­ря на «не­дрем­лю­щее око» и «ка­ра­ю­щий меч» КГБ СССР они тай­но устра­ива­ли экскур­сии, по­зна­ва­тель­ные ве­че­ра, встре­чи со зна­то­ка­ми ис­ла­ма и проч. Эти дей­ст­вия объ­ек­тив­но спо­соб­ст­во­ва­ли уси­ле­нию по­зи­ций ис­ла­ма, что на­но­си­ло боль­шой урон ате­ис­ти­чес­кой ра­бо­те. А ате­ис­ти­чес­кая ра­бо­та не дре­ма­ла.

Так, на IX пле­ну­ме ЦК ВЛ­К­СМ (ав­густ 1984 г.) от­ме­ча­лось: «Каж­дый факт учас­тия в ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дах, увле­че­ния укра­ше­ни­я­ми с куль­то­вой сим­во­ли­кой, при­ми­рен­чес­ко­го от­но­ше­ния к ре­ли­ги­оз­ным взгля­дам дол­жен вы­зы­вать в ко­ми­те­тах ком­со­мо­ла не прос­то оза­бо­чен­ность, а ак­тив­ное про­ти­во­дей­ст­вие». Ком­со­моль­ские же во­жа­ки на мес­тах, стре­мясь вы­слу­жить­ся пе­ред крас­ной мет­ро­по­ли­ей – Моск­вой, как вер­ные псы, на­стой­чи­во внед­ря­ли в жизнь цент­раль­ную ус­та­нов­ку ЦК ВЛ­К­СМ.

Сле­ду­ет при­знать, что уче­ные-ате­и­с­ты про­во­ди­ли и дей­ст­ви­тель­но цен­ные с на­уч­ной точ­ки зре­ния ис­сле­до­ва­ния. Так, еще в 20-е го­ды ХХ ве­ка из­вест­ный со­вет­ский пе­да­гог П.П. Блон­ский от­ме­чал, что наиболь­шее вли­я­ние на раз­ви­тие ре­ли­ги­оз­ных пред­став­ле­ний у ре­бен­ка ока­зы­ва­ет мать. Со­вре­мен­ная на­ука под­твер­ди­ла это: эф­фек­тив­ное ре­ли­ги­оз­ное воз­дей­ст­вие в семье про­ис­хо­дит лишь в том слу­чае, если мать ве­ру­ю­щая. Ког­да ве­ру­ю­щим ока­зы­ва­ет­ся отец, а мать не­ве­ру­ю­щая, де­ти, как пра­ви­ло, рас­тут ате­ис­та­ми. Пусть ве­ру­ю­щие юно­ши «на­мо­та­ют се­бе на ус» этот на­уч­ный пос­ту­лат. Ведь, к со­жа­ле­нию, в на­ше вре­мя сре­ди ре­ли­ги­оз­ной мо­ло­де­жи учас­ти­лись слу­чаи же­нитьб на не­ре­ли­ги­оз­ных де­вуш­ках из-за кра­со­ты, бо­гат­ст­ва или прос­то из-за «так по­лу­чи­лось».

Со­цио­ло­ги 80-х го­дов ХХ ве­ка пу­тем все­сто­рон­них со­цио­ло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний вы­яви­ли, что аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во со­вет­ской мо­ло­де­жи (97%) яв­ля­ют­ся ате­ис­та­ми. По­тря­са­ю­щие сво­им злом про­цен­ты. До­бить­ся та­ко­го впе­чат­ля­ю­ще­го ре­зуль­та­та ком­му­нис­там во мно­гом по­мог­ла со­вет­ская шко­ла.

Дей­ст­ви­тель­но, ма­ло то­го, что на обыч­ных уро­ках шла мощ­ная ате­ис­ти­чес­кая про­па­ган­да. Так еще и во внек­лас­с­ной ра­бо­те про­дол­жа­лась це­ле­на­прав­лен­ная ате­ис­ти­чес­кая де­я­тель­ность. К ней ак­тив­но при­вле­ка­лась пи­о­нер­ская и ком­со­моль­ская ор­га­ни­за­ции, ро­ди­тель­ский и об­щест­вен­ный ак­тив, ше­фы. В этой ра­бо­те ис­поль­зо­ва­лись мно­го­об­раз­ные фор­мы – те­ма­ти­чес­кие пи­о­нер­ские сбо­ры, ком­со­моль­ские со­бра­ния и дис­пу­ты, вик­то­ри­ны, ате­ис­ти­чес­кие круж­ки, клу­бы, на­гляд­ная аги­та­ция.

А вот еще ме­то­ди­ка, ко­то­рую им мог вну­шить толь­ко Глав­черт — Иб­лис. Как пра­виль­но под­ме­ти­ли уче­ные-ате­и­с­ты, зна­чи­тель­ное ан­ти­ре­ли­ги­оз­ное воз­дей­ст­вие ока­зы­ва­ет внед­ре­ние в жизнь школь­ни­ка но­вых об­ря­дов, тра­ди­ций, празд­ни­ков. Они хо­ро­шо зна­ли, что для де­тей, под­рост­ков ог­ром­ное зна­че­ние име­ет эмо­ци­о­на­ль­ная сто­ро­на со­бы­тий. Пе­да­го­ги, пи­о­нер­во­жа­тые стре­ми­лись к то­му, что­бы ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные ме­роп­ри­я­тия про­хо­ди­ли ин­те­рес­но, тор­жест­вен­но, бу­ди­ли в школь­ни­ках лю­боз­на­тель­ность. Вот где «за­ры­та со­ба­ка» в ме­то­ди­ке про­ве­де­ния Но­вых го­дов, ут­рен­ни­ков, празд­но­ва­ний 8 мар­та и 9 мая и про­чих «крас­ных» (от кро­ви) дат.

Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные «до­зы» в шко­ле бы­ли тща­тель­но взве­ше­ны и сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны (на­до же бы­ло уче­ным-ате­ис­там от­ра­ба­ты­вать свой ха­рам­ный хлеб пе­ред властью). Ате­ис­ти­чес­кие лек­ции, бе­се­ды до­пол­ня­лись чи­та­тель­ски­ми кон­фе­рен­ци­я­ми по про­из­ве­де­ни­ям ху­до­жест­вен­ной и на­уч­но-по­пу­ляр­ной ли­те­ра­ту­ры, уст­ны­ми жур­на­ла­ми, про­смот­ра­ми ки­но­филь­мов. Для млад­ших школь­ни­ков ор­га­ни­зо­вы­ва­лись бе­се­ды по кни­гам «Зем­ля и не­бо» А.М. Вол­ко­ва, «Как лю­ди от­кры­ва­ли свою зем­лю» А.Н. То­ми­ли­на, а так­же про­смотр и об­суж­де­ние на­уч­но-по­пу­ляр­но­го филь­ма «Как че­ло­век со­здал бо­га?».

Для школь­ни­ков сред­не­го воз­рас­та ре­ко­мен­до­ва­лись бе­се­ды по кни­гам «О тай­нах ре­ли­гии» И.А. Кры­ве­ле­ва, «Че­ло­век вос­ста­ет про­тив бо­га» М.И. Шах­но­ви­ча, чи­та­тель­скую кон­фе­рен­цию по по­вес­ти В.Ф. Тен­дря­ко­ва «Чу­до­твор­ная» и про­смотр ху­до­жест­вен­но­го филь­ма по это­му про­из­ве­де­нию, бе­се­ду о по­эме Э. Баг­риц­ко­го «Смерть пи­о­нер­ки».

Стар­шек­лас­сни­ки пе­ре­хо­дят уже к бо­лее са­мос­то­я­тель­ной под­го­тов­ке ме­роп­ри­я­тий. Их об­ра­ба­ты­ва­ли уст­ным жур­на­лом, ко­то­рый вклю­чал в се­бя стра­ни­цы: «Ле­нин­ское ате­ис­ти­чес­кое на­сле­дие», «Бор­цы про­тив цер­ков­но­го мра­ко­бе­сия», «Ате­ис­ти­чес­кое зна­че­ние по­ле­тов в кос­мос», «При­ме­ты и суе­ве­рия» и т.п. Ис­поль­зо­ва­ние ма­те­ри­а­лов га­зет «За ру­бе­жом», «Ком­со­моль­ская прав­да» по­мо­га­ло стар­шек­лас­сни­кам «пра­виль­но» под­го­то­вить со­об­ще­ние о «де­струк­тив­ной» ро­ли ре­ли­гии в со­вре­мен­ном ми­ре.

Школь­ни­ки стар­ших клас­сов с по­мощью учи­те­ля го­то­ви­ли об­суж­де­ние та­ких про­из­ве­де­ний рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры, как «Отец Сер­гий» Л.Н. Толс­то­го, «Ана­фе­ма» А.И. Куп­ри­на, «Со­бор Па­риж­ской бо­го­ма­те­ри» В. Гю­го, «Овод» Э. Вой­нич, и по­смот­реть ки­но­филь­мы «Ту­чи над Бор­ском», «Иван­на».

И на­ко­нец, в ате­ис­ти­чес­кой ра­бо­те обя­за­тель­но ис­поль­зо­вал­ся опыт крае­ве­де­ния, ту­рист­ско-экскур­си­он­ной ра­бо­ты. Боль­шую по­мощь ате­ис­там ока­зы­ва­ли пла­не­та­рии, ра­бот­ни­ки ко­то­рых со­про­вож­да­ли свои лек­ции («Аст­ро­но­мия и ре­ли­гия», «Твор­цы на­уч­ной аст­ро­но­мии», «Ми­фы о звезд­ном не­бе», «Не­бо пре­крас­ной Эл­ла­ды» и т.п.) де­мон­ст­ра­ци­ей не­бес­ных яв­ле­ний, рас­счи­тан­ных на раз­ные воз­раст­ные груп­пы.

Пу­ти и сред­ст­ва идей­ной борь­бы с ре­ли­ги­ей в СССР бы­ли мно­го­об­раз­ны. Успех ее обес­пе­чи­вал­ся и тем, что со­от­вет­ст­ву­ю­щая про­па­ган­да ве­лась сис­те­ма­ти­чес­ки, на­уч­но, по­зна­ва­тель­но, с глу­бо­ким по­ни­ма­ни­ем про­блем, с уче­том мест­ных осо­бен­нос­тей и уров­ня под­го­тов­ки слу­ша­те­лей.

Сла­ва Ал­ла­ху, Со­вет­ский Со­юз – этот ко­лосс на гли­ня­ных но­гах рух­нул, рас­крыв тем са­мым идео­ло­ги­чес­кие око­вы с му­суль­ман­ских и хрис­ти­ан­ских на­ро­дов по­ст­со­вет­ско­го прост­ран­ст­ва. Но до пол­но­го из­бав­ле­ния на­шей школь­ной сис­те­мы от на­сле­дия «на­уч­но­го ате­из­ма» еще очень и очень да­ле­ко.



Оставить ответ

*

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.