Заселение Аравийского полуострова в древние времена

Судь­ба Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва уни­каль­на. Ар­хео­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния до­ка­за­ли, что Юж­ная Ара­вия вхо­ди­ла в од­ну из зон, от­ку­да че­ло­ве­чест­во бе­рет свои ис­то­ки. Один из пу­тей рас­се­ле­ния древ­них лю­дей шел че­рез Ара­вию, ко­то­рая в древ­ней­шие вре­ме­на обиль­но оро­ша­лась во­да­ми реч­ных по­то­ков, бы­ла цве­ту­щим са­дом и бо­га­той ог­ром­ны­ми ста­да­ми тра­во­яд­ных жи­вот­ных.

При­мер­но, в ХХ тыс. до н.э. при­род­ные усло­вия на­ча­ли по­сте­пен­но ме­нять­ся. В XVIII-XVII тыс. эти про­цес­сы при­ве­ли к аб­со­лют­ной за­су­ш­ли­вос­ти кли­ма­та прак­ти­чес­ки на всей тер­ри­то­рии по­лу­ост­ро­ва. Лю­ди по­ки­ну­ли Ара­вию. Хо­тя воз­мож­но на ее край­нем юге и вос­то­ке со­хра­ни­лись оа­зи­сы, где мог­ли оби­тать древ­ние лю­ди.

С VIII тыс. в усло­ви­ях но­во­го, на этот раз бла­гоп­ри­ят­но­го для лю­дей из­ме­не­ния кли­ма­та на­чи­на­ет­ся  вто­рич­ное, и окон­ча­тель­ное, ее за­се­ле­ние – вна­ча­ле на терр. со­вре­мен­но­го Ка­та­ра, а за­тем, с VII-VI тыс., и Цент­раль­ной и Юж­ной Ара­вии (юго-за­пад­ная часть Руб-эль-Ха­ли, Се­вер­ный Йе­мен, Хад­ра­маут). Не позд­нее V тыс. вдоль вос­точ­но­го по­бе­режья Ара­вии рас­се­ля­ют­ся но­си­те­ли убейд­ской куль­ту­ры, а за­тем и куль­ту­ры Джем­дет-Наср. В III тыс. Вос­точ­ная Ара­вия, и осо­бен­но Оман (древ­ний Ма­ган), вклю­ча­ют­ся в мор­скую тор­гов­лю Юж­но­го Дву­речья и «стра­ны Диль­мун» (Бах­рейн) с Се­ве­ро-За­пад­ной Ин­ди­ей.

В кон­це III — на­ча­ле II тыс. до н. э. на тер­ри­то­рию Юж­ной Ара­вии впер­вые про­ни­ка­ют се­мит­ские пле­ме­на. На­уке не из­вест­ны кон­крет­ные при­чи­ны, по­бу­див­шие их про­де­лать пол­ный ли­ше­ний путь на юг п-ова, од­на­ко яс­но, что уже на сво­ей пра­ро­ди­не они до­стиг­ли до­воль­но вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия: им бы­ло зна­ко­мо зем­ле­де­лие, они при­о­бре­ли на­вы­ки ир­ри­га­ции и стро­и­тель­ном де­ле. Об­ще­ние с бо­лее куль­тур­ны­ми на­ро­да­ми по­зна­ко­ми­ло их с пись­мен­ностью, они уже об­ла­да­ли строй­ной сис­те­мой ре­ли­ги­оз­ных пред­став­ле­ний.

Осо­бен­нос­ти при­род­ных усло­вий Юж­ной Ара­вии — боль­шая  из­ре­зан­ность рель­е­фа, кон­тра­с­ты кли­ма­ти­чес­ких зон, срав­ни­тель­но уз­кие до­ли­ны-ва­ди, при­год­ные для зем­ле­де­лия, спо­собст­во­ва­ли то­му, что при­шель­цы, се­лясь от­дель­ны­ми пле­мен­ны­ми или ро­до­вы­ми груп­па­ми, со­зда­ва­ли изо­ли­ро­ван­ные оча­га­ми куль­ту­ры. Од­ним из следст­вий та­кой изо­ля­ции яви­лось со­су­щест­во­ва­ние на не­боль­шой тер­ри­то­рии в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни не ме­нее че­ты­рех осо­бых язы­ков.

Ис­точ­ник: Древ­ние ци­ви­ли­за­ции Аф­ри­ки и Юж­ная Ара­вия // Древ­ние ци­ви­ли­за­ции (под об­щей ре­дак­ци­ей Г.М. Бон­гард-Ле­ви­на). М., «Мысль», 1989 г.



Оставить ответ