Ибн ал-Хайсам – великий ученый-универсал арабского Востока

Абу Али ал-Ха­сан ибн ал-Хай­сам ал-Бас­ри /965, Бас­ра – 1039, Ка­ир/ — вы­да­ю­щий­ся уче­ный араб­ско­го Вос­то­ка. Бла­го­да­ря сво­им спо­соб­нос­тям он за­ни­мал в род­ной Бас­ре долж­ность ви­зи­ря. Од­на­ко лю­бовь к на­уке по­бу­ди­ла его оста­вить по­ли­ти­чес­кую карь­е­ру. Сред­не­ве­ко­вый си­рий­ский уче­ный ибн Аби Усай­би упо­ми­на­ет в сво­ем «Ис­точ­ни­ке све­де­ний о раз­лич­ных клас­сах вра­чей» 92 со­чи­не­ния ибн ал-Хай­са­ма, из них 89 по­свя­ще­ны ма­те­ма­ти­ке, аст­ро­но­мии, оп­ти­ке и ме­ха­ни­ке.

Ибн ал-Хай­сам пы­тал­ся до­ка­зать пя­тый пос­ту­лат Ев­к­ли­да. До­ка­за­тельст­во его бы­ло оши­боч­но, но он впер­вые рас­смот­рел так на­зы­ва­е­мый «че­ты­рех­уголь­ник Лам­бер­та», у ко­то­ро­го три внут­рен­них уг­ла -  пря­мые. Он сфор­му­ли­ро­вал три воз­мож­ных ва­ри­ан­та для чет­вер­то­го уг­ла: ост­рый, пря­мой, ту­пой. Об­суж­де­ние этих трех ги­по­тез мно­го­крат­но воз­ни­ка­ло в позд­ней­ших ис­сле­до­ва­ни­ях пя­то­го пос­ту­ла­та.

В трак­та­те «Об из­ме­ре­нии па­ра­бо­ли­чес­ко­го те­ла» ибн ал-Хай­сам при­во­дит фор­му­лы для сум­мы по­сле­до­ва­тель­ных квад­ра­тов, ку­бов и чет­вер­тых сте­пе­ней, и ряд дру­гих фор­мул для сумм ря­дов. С по­мощью этих фор­мул он при­во­дит вы­чис­ле­ние, рав­но­силь­ное вы­чис­ле­нию опре­де­лен­но­го ин­тег­ра­ла.

В трак­та­те «Об изо­пе­ри­мет­ри­чес­ких фи­гу­рах» ибн ал-Хай­сам сде­лал по­пыт­ку до­ка­зать, что круг име­ет са­мую боль­шую пло­щадь из всех фи­гур рав­но­го пе­ри­мет­ра, а шар – са­мый боль­шой объ­ем из всех тел с рав­ны­ми по­верх­нос­тя­ми.

Ему при­над­ле­жат так­же со­чи­не­ния «О квад­ра­ту­ре кру­га», «Об из­ме­ре­нии ша­ра», «О по­стро­е­нии се­ми­уголь­ни­ка», «О по­стро­е­нии пя­ти­уголь­ни­ка, впи­сан­но­го в квад­рат», «О свойст­вах вы­со­ты тре­уголь­ни­ка», «О цир­ку­ле для ко­ни­чес­ких се­че­ний», «Об из­вле­че­нии ку­би­чес­ко­го кор­ня», «О па­ра­бо­ле», «О ги­пер­бо­ле», «О ма­ги­чес­ком квад­ра­те». Из­вест­но так­же, что он при­ме­нял гео­мет­ри­чес­кие ме­то­ды к ре­ше­нию урав­не­ний 4-й сте­пе­ни.

Уче­но­го час­то име­ну­ют «от­цом оп­ти­ки». Ему при­над­ле­жит фун­да­мен­таль­ный труд «Кни­га оп­ти­ки» в 7-ми кни­гах. В об­лас­ти фи­зио­ло­ги­чес­кой оп­ти­ки он да­ет опи­са­ние стро­е­ния гла­за и на опыт­ной ос­но­ве до­ка­зы­ва­ет оши­боч­ность те­о­рий Пла­то­на и Ев­к­ли­да о све­те как о лу­чах, ко­то­рые ис­пус­ка­ют­ся гла­зом и «ощу­пы­ва­ют» пред­ме­ты. Ибн ал-Хай­сам вы­дви­нул свою те­о­рию, со­глас­но ко­то­рой «ес­тест­вен­ный свет и цвет­ные лу­чи вли­я­ют на глаз», а «зри­тель­ный об­раз по­лу­ча­ет­ся при по­мо­щи лу­чей, ко­то­рые ис­пус­ка­ют­ся ви­ди­мы­ми те­ла­ми и по­па­да­ют в глаз». Он счи­тал, что каж­дой точ­ке на­блю­да­е­мо­го пред­ме­та мож­но по­ста­вить в со­от­вет­ст­вие не­ко­то­рую вос­при­ни­ма­ю­щую точ­ку гла­за. Он да­же дал пра­виль­ное пред­став­ле­ние би­но­ку­ляр­но­го зре­ния. На­ко­нец, он вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о ко­неч­нос­ти ско­рос­ти све­та.

Сре­ди опы­тов, про­ве­ден­ных уче­ным, вы­де­ля­ют­ся опы­ты с ка­ме­рой-об­ску­рой, опы­ты по пре­лом­ле­нию све­та и экс­пе­ри­мен­ты с раз­лич­ны­ми ви­да­ми зер­кал.

В XII ве­ке его «Кни­га оп­ти­ки» бы­ла пе­ре­ве­де­на на ла­тин­ский язык под на­зва­ни­ем «Со­кро­ви­ще оп­ти­ки» («Opticae thesaurus») и ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие оп­ти­ки в Ев­ро­пе. Ис­сле­до­ва­тель со­ста­вил так­же ряд трак­та­тов о за­жи­га­тель­ных стек­лах и трак­та­ты «О све­те Лу­ны», «О га­ло и ра­ду­ге», «О свойст­вах те­ней».

Ве­лик вклад ибн ал-Хай­са­ма и в аст­ро­но­ми­чес­кую на­уку. Его пе­ру при­над­ле­жит ряд со­чи­не­ний по аст­ро­но­мии: «О све­те све­тил», «О фор­мах за­тме­ний», «О дви­же­нии Лу­ны», «О ча­со­вых ли­ни­ях», «О сущ­нос­ти сле­дов, ви­ди­мых на по­верх­нос­ти Лу­ны», «Об опре­де­ле­нии ази­му­та киб­лы», «Об опре­де­ле­нии ме­ри­ди­а­на по од­ной те­ни», «О го­ри­зон­таль­ных сол­неч­ных ча­сах», «О раз­ли­чи­ях в вы­со­тах све­тил», «О спо­со­бах на­блю­де­ний», «Об опре­де­ле­нии рас­сто­я­ния меж­ду дву­мя го­ро­да­ми с по­мощью гео­мет­рии» и др.

В «Кни­ге о фор­ме ми­ра» ибн ал-Хай­сам раз­ви­ва­ет из­ла­гав­шу­ю­ся ал-Фар­га­ни и ал-Ха­зи­ном идею о мас­сив­ных эфир­ных ор­би­тах пла­нет.

Уче­ный по пра­ву счи­та­ет­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков экс­пе­ри­мен­таль­но­го ме­то­да в на­уке. Тща­тель­ные экс­пе­ри­мен­ты он со­че­тал со стро­гим ма­те­ма­ти­чес­ким до­ка­за­тельст­вом сво­их вы­во­дов.

Ин­те­рес­ные фак­ты: Од­наж­ды фа­ти­мид­ский ха­лиф Егип­та ал-Ха­ким /996-1021/ узнав о том, ибн ал-Хай­сам со­ста­вил про­ект ре­гу­ли­ро­ва­ния вод Ни­ла с по­мощью пло­ти­ны юж­нее го­ро­да Асу­ан, при­гла­сил его в Еги­пет. Но, при­быв на мес­то, уче­ный убе­дил­ся, что со­вре­мен­ный уро­вень тех­ни­чес­ких средств не по­зво­ля­ет ре­а­ли­зо­вать этот про­ект (Справ­ка: стро­и­тельст­во Асу­ан­ской пло­ти­ны ста­ло воз­мож­ным толь­ко в се­ре­ди­не XX ве­ка). Ха­лиф раз­гне­вал­ся на не­го и кон­фис­ко­вал иму­щест­во, а са­мо­го уче­но­го под­верг до­маш­не­му арес­ту. Зная жес­то­кость ал-Ха­ки­ма, уче­ный был вы­нуж­ден при­тво­рять­ся су­мас­шед­шим, что­бы со­хра­нить свою жизнь. Что­бы иметь средст­ва к су­щест­во­ва­нию, он не­сколь­ко лет пе­ре­пи­сы­вал кни­ги по ма­те­ма­ти­ке и точ­ным на­укам, и толь­ко пос­ле смер­ти ха­ли­фа смог вер­нуть­ся к нор­маль­ной жиз­ни. Остав­шу­ю­ся жизнь он про­жил в по­че­те, за­ни­ма­ясь на­ука­ми и умер в Ка­и­ре в 1039 го­ду.

В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе он из­вес­тен под име­нем «аль-Ха­зен» («Alhazen»). В честь не­го на­зван кра­тер на Лу­не.

По ма­те­ри­а­лам: Мат­ви­ев­ская Г.П., Ро­зен­фельд Б.А. Ма­те­ма­ти­ки и аст­ро­но­мы му­суль­ман­ско­го сред­не­ве­ковья и их тру­ды (VIII-XVII вв.). т.2. М., «На­ука», 1983.

comments powered by HyperComments