Skip to content




Арабская литература Египта XI-XII вв.

Пе­ри­од прав­ле­ния Фа­ти­ми­дов от­ме­чен важ­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в по­ли­ти­чес­кой и ду­хов­ной жиз­ни Егип­та. Если пред­шест­ву­ю­щие ди­нас­тии, фак­ти­чес­ки не за­ви­си­мые от аб­ба­сид­ских ха­ли­фов, при­зна­ва­ли их ду­хов­ный ав­то­ри­тет, то ди­нас­тия Фа­ти­ми­дов от­кры­то про­ти­во­пос­та­ви­ла се­бя пра­ви­те­лем Баг­да­да.

Фа­ти­мид­ские ха­ли­фы и ви­зи­ри окру­жа­ли се­бя по­эта­ми и уче­ны­ми. Биб­лио­те­ка ха­лиф­ско­го двор­ца на­счи­ты­ва­ла бо­лее 600 тыс. то­мов, при ней по­сто­ян­но на­хо­дил­ся боль­шой штат пе­ре­пис­чи­ков и мас­те­ров пе­ре­плет­но­го де­ла.

В ли­те­ра­ту­ре это­го пе­ри­о­да боль­шую из­вест­ность при­о­бре­ли по­эты кру­га Ибн Руз­зи­ка (ум. в 1161 г.). Ибн Руз­зик не толь­ко лю­бил и це­нил по­э­зию, но и сам пи­сал сти­хот­во­ре­ния ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния. При­двор­ная по­э­зия фа­ти­мид­ско­го пе­ри­о­да име­ла в ос­нов­ном па­не­ги­ри­чес­кий ха­рак­тер, на­ря­ду с этим в ней куль­ти­ви­ро­ва­лись та­кие жан­ры, как по­э­ти­чес­кая ху­ла и опла­ки­ва­ние. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ет лич­ность уро­жен­ца Асу­а­на Ра­ши­да ибн аз-Зу­бай­ра (ум. в 1166 г.), ко­то­рый был не толь­ко пре­вос­ход­ным по­этом, но и уче­ным, пре­ус­пев­шим в за­ко­но­ве­де­нии, грам­ма­ти­ке, ге­не­а­ло­гии, ло­ги­ке и ме­ди­ци­не.

Весь­ма вы­со­ко оце­ни­ва­лось со­вре­мен­ни­ка­ми твор­чест­во род­но­го бра­та Ра­ши­да – аль-Му­хаз­за­ба ибн аз-Зу­бай­ра (ум. в 1165 г.), а так­же сти­хи дру­го­го по­эта – па­не­ги­рис­та Ибн аль-Ка­ла­ки­са (ум. в 1171 г.).

Во вто­рой по­ло­ви­не XII в. зна­чи­тель­но­го рас­цве­та до­сти­га­ет эпис­то­ляр­ный жанр. По­сла­ния пи­са­лись риф­мо­ван­ной про­зой и пест­ре­ли раз­лич­ны­ми ре­че­вы­ми укра­ше­ни­я­ми – за­мыс­ло­ва­ты­ми срав­не­ни­я­ми, изыс­кан­ны­ми ме­та­фо­ра­ми, ри­то­ри­чес­ки­ми вос­кли­ца­ни­я­ми и во­про­са­ми. Ос­но­во­по­лож­ни­ком это­го на­прав­ле­ния стал ка­ир­ский ка­ди аль-Фа­дыль (ум. в 1200 г.), стиль ко­то­ро­го и в по­сле­ду­ю­щие ве­ка счи­тал­ся не­до­ся­га­е­мым об­раз­цом де­ло­вой пе­ре­пис­ки.

Из­вест­ны­ми по­эта­ми кон­ца XII – на­ча­ла XIII в. бы­ли Ибн Са­на аль-Мульк (ум. в 1211 г.) и Омар ибн аль-Фа­рид (ум. в 1235 г.), рез­ко вы­де­ляв­ши­е­ся сре­ди по­этов, пи­сав­ших в ду­хе при­двор­ной па­не­ги­ри­чес­кой тра­ди­ции, упа­док ко­то­рой на­ме­тил­ся уже с кон­ца X в.

С име­нем Ибн Са­на аль-Муль­ка свя­за­на пер­вая по­пыт­ка утверж­де­ния но­вой по­э­ти­чес­кой фор­мы – стро­фи­чес­кой по­э­зии «му­ваш­шах» в вос­точ­но­араб­ской ли­те­ра­ту­ре, при­шед­шей из му­суль­ман­ской Ис­па­нии. За­во­е­вы­вая все боль­шее чис­ло по­клон­ни­ков, с XII в. «му­ваш­шах» за­нял вид­ное мес­то в араб­ской по­э­зии.

В на­ча­ле XIII в. ши­ро­кую из­вест­ность при­о­бре­ло имя еги­пет­ско­го при­двор­но­го по­эта Ба­ха ад-ди­на Зу­хай­ра (ум. в 1258 г.). на­пи­сан­ные во­пре­ки ли­те­ра­тур­ной мо­де то­го вре­ме­ни про­с­тым и до­ступ­ным язы­ком, его сти­хи от­ли­ча­ют­ся глу­би­ной и ис­крен­ностью по­э­ти­чес­ко­го чув­ст­ва, изя­щест­вом, в них от­сут­ст­ву­ют гру­бая лесть, свой­ст­вен­ная па­не­ги­ри­кам боль­шин­ст­ва его со­вре­мен­ни­ков.

В XI-XII вв. зна­чи­тель­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ла ис­то­рио­гра­фия, глав­ным об­ра­зом ее свет­ский жанр – хро­ни­ка. Важ­ней­шие со­бы­тия пе­ри­о­да прав­ле­ния ха­ли­фа Му­из­за (953-975) скру­пу­лез­но за­фик­си­ро­ва­ны в хро­ни­ке ис­то­ри­ка Абу-ль-Ха­са­на аль-Ис­кан­да­ро­ни (ум. во вто­рой по­ло­ви­не X в.); час­тич­но до­шла до нас ис­то­рия Егип­та од­но­го из вид­ней­ших фа­ти­мид­ских хро­нис­тов Убай­дал­ла­ха ибн Ах­ма­да аль-Му­саб­би­хи (ум. в 1029 г.), от­ли­ча­ю­ще­го­ся до­бро­со­вест­ностью и точ­ностью в вы­бо­ре ма­те­ри­а­ла.

Из ис­то­ри­ков XII в. вид­ное мес­то за­ни­ма­ют Ибн За­фар аль-Аз­ди аль-Мис­ри (ум. в 1216 г.), на­пи­сав­ший ог­ром­ное со­чи­не­ние по ис­то­рии араб­ско­го ха­ли­фа­та, и Ибн аль-Киф­ти (ум. в 1248 г.), ав­тор со­став­лен­но­го в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке био­гра­фи­чес­ко­го сло­ва­ря араб­ских уче­ных, а так­же сво­да био­гра­фий из­вест­ных грам­ма­тис­тов.

Сре­ди ра­бот хрис­ти­ан­ских ис­то­рио­гра­фов это­го пе­ри­о­да за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния со­чи­не­ние Абу Са­ли­ха аль-Ар­ма­ни (ум. в се­ре­ди­не XII в.) о хрис­ти­ан­ских церк­вах и мо­на­с­ты­рях Егип­та и со­пре­дель­ных стран.

Круп­ные во­ен­ные успе­хи ай­ю­бид­ско­го сул­та­на Са­лах ад-ди­на (1169-1193) в борь­бе с крес­то­нос­ца­ми и утвер­див­ша­я­ся за ним сла­ва за­щит­ни­ка ис­ла­ма на­шли от­ра­же­ние в мно­го­чис­лен­ной ис­то­ри­ко-био­гра­фи­чес­кой ли­те­ра­ту­ре. На­ря­ду с со­чи­не­ни­я­ми офи­ци­аль­ных био­гра­фов те­ма борь­бы с крес­то­нос­ца­ми внес­ла но­вую струю в го­род­скую ли­те­ра­тур­ную тра­ди­цию, вы­звав к жиз­ни раз­лич­ные по­вест­во­ва­ния и ры­цар­ские ро­ма­ны, ге­ро­ем ко­то­рых был Са­лах ад-дин.

Прочтите еще:

Posted in Литература Востока.

Tagged with , , .







0 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

Обнаружили ошибку в тексте выделите ее и нажмите клавиши Ctrl + Enter

Ознакомиться с правилами комментирования >>>




Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.