22 урок. Двойственные числа в именах и местоимениях. Частица “كَمْ؟”

В этом уроке мы разберем следующие понятия:

  • Двойственное число в именах существительных
  • Двойственное число в указательных местоимениях
  • Двойственное число в личных местоимениях
  • Вопросительная частица “كَمْ؟” (сколько?)

1. Двойственное число в именах существительных

В арабском языке существительные по числам делятся на три категории:

    • Единственное число – относится к одному существительному
    • Двойственное число – указывает на два существительных
    • Множественное число  – указывает на более чем два существительных

Чтобы изменить единственное число на двойственное, нужно сделать следующее:

В  именительном падеже:
Конечная огласовка имени существительного мужского рода  дамма либо танвин дамма заменяется на фатха и добавляется конечный суффикс аани (انِ)
Ниже приведены некоторые примеры:

طَالِبٌ станет طَالِبَانِ
اَلطَّالِبُ станет اَلطَّالِبَانِ

Конечная та марбута (ة)  имени существительного женского рода образуется в обычное та (ت),
огласуется фатхой и добавляется конечный суффикс аани (انِ).
Вот несколько примеров:

طَالِبَةٌ станет طَالِبَتَانِ
اَلطَّالِبَةُ станет اَلطاَّلِبَتَانِ

В родительном и винительном падежах:
В случае с мужским родом, то конечная буква огласуется фатхой и добавляется суффикс ини (يْنِ).
Например:

مَعَ مُدَرِّسٍ станет مَعَ مُدَرِّسَيْنِ
عِنْدَ الْمُدَرِّسِ станет عِنْدَ الْمُدَرِّسَيْنِ

В случае с женским родом, то та марбута становится обычным та, огласуется фатхой и добавляется суффикс ини (يْنِ).
Например:

فِي حَقِيبَةٍ станет فِي حَقِيبَتَيْنِ
فَوْقَ الشَّجَرِةِ станет فَوْقَ الشَّجَرَتَيْنِ

Давайте рассмотрим еще несколько примеров, что бы луче понять правило:

Брат дома.
أَخٌ فِي الْبَيْتِ.
Два брата дома.
أَخَوَانِ فِي الْبَيْتِ.
Две девочки с учительницей.
بِنْتَانِ مَعَ مُدَرِّسَةٍ.
Две девочки с двумя учительницами.
بِنْتَانِ مَعَ مُدَرِّسَتَيْنِ.
Книга в портфеле.
كِتَابٌ فِي الْحَقِيبَةِ.
Две книги в двух портфелях.
كِتَابَانِ فِي الْحَقِيبَتَيْنِ.

 

2. Двойственное число в указательных местоимениях

В этой части урока мы узнаем двойственную форму указательных местоимений (эти двое и те двое).
В арабском языке местоимения имеют двойственную форму. Мы уже изучили форму единственного числа мужского и женского родов указательных местоимений для для близкого расстояния в ( 1 урок )  (11 урок) и ( 4 урок ) (12 урок) соответственно. Мы также изучили множественную форму указательных местоимений для близкого расстояния как для мужского, так и для женских существительных в ( 18 урок ) и ( 19 урок ) соответственно.

В этой части урока мы узнаем двойственную форму указательных местоимений для близкого расстояния мужского и женского родов.

Форма двойственного числа  ( مُثَنَّى ) мужского рода образуется добавлением суффикса ( انِ ) к форме единственного числа ( هَذَا), например:  هَذَا станет هَذَانِ

Форма двойственного числа женского рода имеет следующую форму ( هَاتَانِ ).
Давайте рассмотрим еще несколько примеров:

Это карандаш.
هَذَا قَلَمٌ.
Эти два карандаша.
هَذَانِ قَلَمَانِ.
Это девушка.
هَذِهِ بِنْتٌ.
Эти обе девушки.
هَاتَانِ بِنْتَانِ.
Этот мальчик рядом с твоим отцом.
هَذَا الْوَلَدُ عِنْدَ أَبِيكَ.
Эти оба мальчика рядом с твоим отцом.
هَذَانِ الْوَلَدَانِ عِنْدَ أَبِيكَ.
Эта дверь закрыта.
هَذَا الْبَابُ مُغْلَقٌ.
Эти обе двери закрыты.
هَذَانِ الْبَابَانِ مُغْلَقَانِ.

 

3. Двойственное число в личных местоимениях

В арабском языке личные местоимения также имеют двойственную форму. Мы уже изучали с вами форму  единственного числа мужских и женских личных местоимений для третьего лица (он / она) в (  22 урок ).
Форма двойственного числа личных местоимений имеют одинаковую форму как для мужского так и для женского родов.

Внимательно посмотрите на таблицу:

они обе هُمَا он هُوَ
они обе هُمَا она هِيَ

 

Давайте рассмотрим еще несколько примеров для лучшего понимания правила:

Он студент.
هُوَ طَالِبٌ.
Они оба студенты.
هُمَا طَالِبَانِ.
Она учительница.
هِيَ مُدَرِّسَةٌ.
Они обе учительницы.
هُمَا مُدَرِّسَتَانِ.
Этот мальчик бедный, он также сирота.
هَذَا الْوَلَدُ فَقِيرٌ، هُوَ يَتِيمٌ أَيْضًا.
Эти оба мальчика бедные, они оба также сироты.
هَذَانِ الْوَلَدَانِ فَقِيرَانِ، هُمَا يَتِيمَانِ أَيْضًا.
Это девочка ученица, она очень прилежная.
هَذِهِ الْبِنْتُ طَالِبَةٌ، هِيَ مُجْتَهِدَةٌ جِدًّا.
Эти обе девочки ученицы, они обе очень прилежные.
هَاتَانِ الْبِنْتَانِ طَالِبَتَانِ، هُمَا مُجْتَهِدَتَانِ جِدًّا.

 

4. Вопросительная частица “كَمْ؟” (сколько?)

В этой части урока мы изучим новую вопросительную частицу. Ранее мы с вами уже проходили некоторые вопросительные частицы и правила постановки вопроса в ( 2 урок ).

Что бы грамматически правильно использовать данную частицу в предложении необходимо имя существительное следующая за частицей ставить в именительный падеж без артикля аль. Танвинное окончание в данном случае использует букву алиф в качестве графического элемента. В случае с именем женского рода танвинное окончание ставится на та марбута.
Посмотрите пример:

Сколько у тебя книг? كَمْ كتاباً عِنْدَك؟
Сколько у тебя тетрадей? كَمْ كراسةً مَعَك؟ 

 

Давайте рассмотрим еще несколько примеров для лучшего понимания правила:

Сколько у тебя братьев Мухаммад?
كم أَخًا لَكَ يَا مُحَمَّدُ؟
У меня один брат.
لي أخ واحد.
Сколько у тебя сестер?
و كم أختا لك؟
У меня две сестры.
لي أختان.
Сколько колес у велосипеда Хамид?
كم عَجَلَةً لِلدَّرَّاجَةِ يَا حَامِدُ؟
У него два колеса.
لها عجلتان.
Сколько праздников в году Бакир?
كم عِيدًا فِي السَّنَةِ يَا بَاقِرُ؟
В году два праздника: ид аль фитр и ид аль-адха
فِي السَّنَةِ عِيدَانِ: هُمَا عِيدُ الْفِطْرِ، وَعِيدُ الأَضْحَى

 

Упражнения

1. Выберите правильные ответы на вопросы:

2. Образуйте двойственное число указательных местоимений и переведите предложения. В качестве подсказки используйте адио:

…….

هَذِهِ سَيَّارَةٌ

…….

هَذَا قَلَمٌ

…….

هَذِهِ الطَّالِبَةُ مِنَ الصِّينِ

…….

هَذَا الطَّالِبُ مِنَ الْهِنْدِ

…….

هَذِهِ الْبِنْتُ مَرِيضَةٌ

…….

هَذَا الرَّجُلُ طَبِيبٌ

…….

هَذِهِ السَّاعَةُ لِلْمُدِيرِ

…….

هَذِهِ الْغُرْفَةُ لِلْمُدَرِّسِ

…….

لِمَنْ هَذِهِ الْمِلْعَقَةُ؟

…….

لِمَنْ هَذَا الْمِفْتَاحُ؟

 

3. Образуйте двойственное число от следующих слов:

…….

وَلَدٌ

…….

طَبِيبَةٌ

…….

سَيَّارَةٌ

…….

تَاجِرٌ

…….

صَدِيقٌ

…….

لُغَةٌ

…….

بَابٌ

…….

مُدَرِّسٌ

…….

مِلْعَقَةٌ

…….

هَذِهِ

…….

هَذَا

…….

اِسْمٌ

…….

هِيَ

…….

هُوَ

 

4. Ответьте на вопросы двойственным числом:

…….

كَمْ كِتَابًا عِنْدَكَ؟

…….

كَمْ قَلَمًا عِنْدَكَ؟

…….

كَمْ سَبُّورَةً فِي فَصْلِكُمْ؟

…….

كَمْ رِيَالا عِنْدَكُمْ؟

…….

كَمْ عَمًّا لَكِ يَا آمِنَةُ؟

…….

كَمْ مَسْجِدًا فِي قَرِيَتِكَ؟

…….

كَمْ فُنْدُقًا فِي هَذَا الشَّارِعِ؟

…….

كَمْ نَافِذَةً فِي هَذِهِ الْغُرْفَةِ؟

…….

كَمْ دَفْتَرًا هِيَ؟

…….

كَمْ وَلَدًا فِي الْمَلْعَبِ؟

 

Повторение слов

Два учителя الْمُدَرِّسَانِ
Двойственное число الْمُثَنَّى
Эти оба هَذَانِ
Две учительницы الْمُدَرِّسَتَانِ
Они оба هُمَا
Эти обе هَاتَانِ
Два учителя (вин. п. род. п.) مُدَرِّسَيْنِ
Сколько كَمْ
Два дерева (вин. п. род. п.) الشَّجَرَتَيْنِ
Два портфеля (вин. п. род. п.) حَقِيبَتَيْنِ
Две учительницы (вин. п. род. п.) مُدَرِّسَتَيْنِ
Две девочки بِنْتَانِ
Два брата أَخَوَانِ
Две кухни مَطْبَخَانِ
Два мальчика وَلَدَانِ
Два сада حَدِيقَتَانِ
Две книги الْكِتَابَانِ
Два ключа مِفْتَاحَانِ
Два карандаша قَلَمَانِ
Два часа (сущ.) سَاعَتَانِ
Две тетради كُرَّاسَتَانِ
Две двери بَابَانِ
Линейка – Две линейки مِسْطَرَةٌ \ مِسْطَرَتَانِ
Бедняк – Два бедняка فَقِيرٌ \ فَقِيرَانِ
Сирота – Две сироты يَتِيمٌ \ يَتِيمَانِ
Колесо – Два колеса عَجَلَةٌ \ عَجَلَتَانِ
Велосипед الدَّرَّاجَةٌ
Праздник – Два праздника عِيدٌ \ عِيدَانِ
Праздник разговения عِيدُ الْفِطْرِ
Праздник жертвоприношения عِيدُ الأَضْحَى

 


Оставить ответ

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.