«Благодатное знание» Юсуфа Баласагуни

«Благодатное знание» Юсуфа БаласагуниВыда­ю­щий­ся уй­гур­ский по­эт и мыс­ли­тель Юсуф Ба­ла­са­гу­ни (око­ло 1018-1086) ро­дил­ся в г. Ба­ла­са­гу­не Кыр­гыз­ской рес­пуб­ли­ки. Юный по­эт по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в род­ном го­ро­де, выс­шее — в г.Каш­га­ре. Он окон­чил, как и дру­гие из­вест­ные уче­ные, мед­ре­се Са­жийе (Из­лу­ча­ю­щая мед­ре­се). Свою по­эму «Ку­тад­гу би­лиг» («Бла­го­дат­ное зна­ние») он со­чи­нил, ког­да ему бы­ло уже за пять­де­сят. Не­ко­то­рые уче­ные пред­по­ла­га­ют, что Юсуф на­пи­сал так­же со­чи­не­ния «Кни­га о по­ли­ти­ке» и «Кни­га об эн­цик­ло­пе­дии». К со­жа­ле­нию, эти тру­ды мыс­ли­те­ля бес­след­но ис­чез­ли.

Юсуф умер в воз­рас­те 68 лет. Он по­хо­ро­нен на юге г. Каш­га­ра в мест­нос­ти Пай­пап.

По­эма Юсу­фа «Ку­тад­гу Би­лиг» — зна­чи­тель­ное яв­ле­ние в ми­ро­вой куль­ту­ре. Она яв­ля­ет­ся од­ним из вы­да­ю­щих­ся ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ков в куль­тур­ном на­сле­дии тюрк­ских на­ро­дов. Это эн­цик­ло­пе­ди­чес­кое про­из­ве­де­ние мыс­ли­те­ля — не толь­ко ди­дак­ти­чес­кая по­эма, но и ра­бо­та, изу­ча­ю­щая ши­ро­кий спек­тр про­блем ес­тест­вен­ных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук. Ю. Ба­ла­са­гу­ни был по­этом, уче­ным, мыс­ли­те­лем и об­щест­вен­ным де­я­те­лем. В «Ку­тад­гу би­лиг» раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся об­ще­фи­ло­соф­ские, со­ци­аль­ные, юри­ди­чес­кие, по­ли­ти­чес­кие, эти­чес­кие и эс­те­ти­чес­кие про­бле­мы.

В ми­ро­воз­зре­нии вы­да­ю­ще­го­ся мыс­ли­те­ля от­чет­ли­во про­яв­ля­ет­ся его пан­те­ис­ти­чес­кий взгляд на мир. В по­эме «Ку­тад­гу би­лиг» он ис­хо­дит из то­го, что Бог яв­ля­ет­ся пер­воп­ри­чи­ной ми­ро­зда­ния. По­эт по­ла­гал: «Ал­лах «со­здал ве­ле­ни­ем сво­им все зем­ное», вер­тя­щий­ся он со­тво­рил не­бо­свод». Как и дру­гие пе­ри­па­те­ти­ки Сред­ней Азии (Фа­ра­би, Бе­ру­ни, Ибн Си­на), Юсуф вы­дви­га­ет кон­цеп­цию о том, что, воз­ник­нув по во­ле Ал­ла­ха, мир су­щест­ву­ет са­мос­то­я­тель­но и раз­ви­ва­ет­ся по сво­им собст­вен­ным за­ко­нам. Го­во­ря о мо­де­ли ми­ра и его гар­мо­ни­чес­ком раз­ви­тии, он вы­ска­зал ряд ин­те­рес­ных идей.

Уче­ние Юсу­фа о стро­е­нии все­лен­ной име­ет мно­го об­ще­го с сис­те­мой Арис­то­те­ля-Пто­ло­мея. Но, ис­хо­дя из до­сти­же­ний ес­тест­вен­ных на­ук сво­е­го вре­ме­ни, мыс­ли­тель от­ста­ива­ет кон­цеп­цию о ша­ро­об­раз­нос­ти зем­ли, ко­то­рая вра­ща­ет­ся во­круг сво­ей оси. Про­дол­жая тра­ди­ции древ­них мыс­ли­те­лей, Юсуф счи­тал, что окру­жа­ю­щая дейст­ви­тель­ность со­сто­ит из че­ты­рех ма­те­ри­аль­ных тел (зем­ля, во­да, воз­дух и огонь), ко­то­рые яв­ля­ют­ся ос­но­вой ми­ра и жиз­ни на зем­ле. Он по­ла­гал, что зем­ля за­ни­ма­ет цент­раль­ное мес­то и ле­жит в ос­но­ве че­ты­рех сти­хий. По­эт утверж­да­ет, что все яв­ле­ния при­ро­ды и об­щест­ва раз­ви­ва­ют­ся и из­ме­ня­ют­ся за­ко­но­мер­но.

В об­лас­ти гно­сео­ло­гии мыс­ли­тель вы­дви­нул пло­дотвор­ные идеи о про­ис­хож­де­нии и сущ­нос­ти со­зна­ния, о ро­ли ра­зу­ма и зна­ния в жиз­ни лю­дей. По­доб­но пред­ста­ви­те­лям вос­точ­но­го пе­ри­па­те­тиз­ма, он вы­сту­па­ет как ра­ци­о­на­лист. Юсуф рас­смат­ри­ва­ет ра­зум как твор­чес­кую си­лу и ин­ст­ру­мент по­зна­ния пред­ме­тов ма­те­ри­аль­но­го ми­ра. По кон­цеп­ции Юсу­фа, ра­зум оза­ря­ет че­ло­ве­ка све­том зна­ний. В то же вре­мя по­эт не от­ри­ца­ет ро­ли чувст­вен­но­го вос­при­я­тия в по­зна­нии ис­ти­ны. Важ­но под­черк­нуть, что мыс­ли­тель пра­виль­но ста­вит во­прос о ро­ли ра­зу­ма в ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­нос­ти че­ло­ве­ка.

Осо­бое вни­ма­ние сво­их со­вре­мен­ни­ков Юсуф об­ра­ща­ет на то, что по­зна­ние не­воз­мож­но без зна­ния: что­бы глуб­же по­знать мир, не­об­хо­ди­мо сис­те­ма­ти­чес­ки по­пол­нять свое об­ра­зо­ва­ние и зна­ния.

Ба­ла­са­гу­ни под­чер­ки­ва­ет: че­ло­век от­ли­ча­ет­ся от жи­вот­ных та­ки­ми ка­чест­ва­ми, как ум и зна­ния, что муд­рость, уче­ние и зна­ния яв­ля­ют­ся ос­но­вой ува­же­ния и цен­нос­ти лю­дей, что зна­ния — бо­гат­ст­во, без них бес­плод­ны как речь че­ло­ве­ка, так и его ра­зум. Мыс­ли­тель глу­бо­ко ве­рил в воз­мож­ность со­вер­шенст­во­ва­ния об­щест­вен­ной жиз­ни и управ­ле­ния го­су­дар­ст­вом, опи­ра­ясь на про­све­ще­ние и на­уку. Эти идеи Юсу­фа со­звуч­ны взгля­дам Фа­ра­би, Ибн Си­ны и Фир­до­уси.

Мыс­ли­тель при­зы­ва­ет всех чле­нов об­щест­ва к дру­же­лю­бию и с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к зем­ле­дель­цам, ско­то­во­дам и ре­мес­лен­ни­кам, по­сколь­ку они кор­мят и оде­ва­ют лю­дей.

Юсуф как гу­ма­нист осуж­да­ет дес­по­тизм ха­нов и бе­ков, ко­то­рые жес­то­ко экс­плу­а­ти­ру­ют мас­сы, по­пи­ра­ют до­сто­инст­во и пра­ва, гра­бят их. Он при­зы­ва­ет иму­щих быть ве­ли­ко­душ­ны­ми по от­но­ше­нию к бед­ным, «ода­ри­вать их», по­ить и кор­мить. Юсуф ви­дит, что в со­вре­мен­ном об­щест­ве гос­подст­ву­ют со­ци­аль­ное не­ра­венст­во и про­ти­во­ре­чия меж­ду иму­щи­ми и не­иму­щи­ми. И пы­та­ет­ся их при­ми­рить и объ­яс­нить с по­зи­ций ду­хов­ных зна­ний и муд­рос­ти.

Он по­ла­га­ет, что единст­вен­ным пу­тем уста­нов­ле­ния гар­мо­ни­чес­ких от­но­ше­ний меж­ду со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми и клас­са­ми, утверж­де­ния со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти яв­ля­ет­ся вы­ра­бот­ка гу­ман­но­го за­ко­на управ­ле­ния го­су­дар­ст­вом.

По мне­нию по­эта, пра­ви­тель дол­жен быть спра­вед­ли­вым при со­блю­де­нии за­ко­нов, в ре­ше­нии во­про­сов управ­ле­ния об­щест­вом, он не мо­жет в сво­их дейст­ви­ях раз­де­лять лю­дей на бе­ков и ра­бов, а обя­зан от­но­сить­ся к ним оди­на­ко­во, как ге­рой по­эмы пра­ви­тель Кюн­тог­ды — сим­вол спра­вед­ли­вос­ти.

Толь­ко ког­да гла­ва го­су­дар­ст­ва дейст­ву­ет спра­вед­ли­во, на ос­но­ве за­ко­на, утверж­да­ет Юсуф, воз­ни­ка­ет иде­аль­ное го­су­дар­ст­во. Мыс­ли­тель счи­та­ет, что спра­вед­ли­вый влас­те­лин дол­жен быть про­све­щен­ным, муд­рым, он дол­жен об­ла­дать ра­зу­мом, зна­ни­я­ми и рас­суд­ком. Он при­зы­вал пра­ви­те­лей управ­лять го­су­дар­ст­вом, опи­ра­ясь на успе­хи на­уки, про­све­ще­ния и т.д.

В со­чи­не­нии Юсу­фа осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся про­бле­мам мо­ра­ли, эти­чес­кие идеи про­хо­дят крас­ной нитью че­рез всю по­эму. По­эт рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние та­ких эти­чес­ких ка­те­го­рий, как спра­вед­ли­вость, добро и зло, по­ка­зы­ва­ет их вза­и­мос­вязь, вы­дви­га­ет кон­цеп­цию: спра­вед­ли­вость долж­на быть ос­но­вой и со­дер­жа­ни­ем добра. Быть спра­вед­ли­вым пра­ви­те­лем, по­ла­га­ет он, это зна­чит со­вер­шать добрые де­ла.

Мыс­ли­тель по­ка­зы­ва­ет роль и зна­че­ние на­уч­ных кон­цеп­ций в нравст­вен­ном со­вер­шенст­во­ва­нии че­ло­ве­ка. Он от­ста­ива­ет по­ло­же­ние: «Зна­ние — это нравст­вен­ность». Юсуф по­ла­гал, что зна­ние и ра­зум по­мо­га­ют лич­нос­ти быть добро­де­тель­ной и спра­вед­ли­вой, что лю­ди, овла­дев на­уч­ны­ми зна­ни­я­ми, мо­гут со­вер­шенст­во­вать­ся ду­хов­но и нравст­вен­но. По­учи­тель­ны его афо­риз­мы, к при­ме­ру, «В на­уке все бла­го, в по­зна­ни­ях ве­ли­чие».

Мыс­ли­те­ля ин­те­ре­со­ва­ли про­бле­мы смыс­ла жиз­ни и бес­смер­тия че­ло­ве­ка. Он по­ла­гал, что каж­дая лич­ность долж­на вы­пол­нять свой долг пе­ред об­щест­вом, оста­вить пос­ле се­бя свое доброе имя. Все в ми­ре бу­дет за­бы­то, пи­шет Юсуф, не зна­ют смер­ти и тле­ния лишь «добрые де­ла» и «муд­рая речь».

По­эт раз­мыш­ля­ет так­же над про­бле­ма­ми нравст­вен­но­го вос­пи­та­ния лю­дей и его со­ци­аль­ной ролью. В цент­ре вни­ма­ния мыс­ли­те­ля на­хо­дят­ся во­про­сы вос­пи­та­ния мо­ло­де­жи, под­го­тов­ка лиц, пре­дан­ных го­су­дар­ст­ву, слу­жа­щих ин­те­ре­сам на­ро­да:

Юсуф уде­ля­ет вни­ма­ние про­бле­мам се­мей­но­го вос­пи­та­ния лич­нос­ти. Это не слу­чай­но, т.к. в семье у де­тей за­кла­ды­ва­ют­ся ос­но­вы ин­тел­лек­та, нравст­вен­но­го и фи­зи­чес­ко­го здо­ровья. Он счи­та­ет, что ро­ди­те­ли долж­ны быть тре­бо­ва­тель­ны­ми, стро­ги­ми в от­но­ше­нии де­тей, они обя­за­ны быть при­ме­ром, до­стой­ным под­ра­жа­ния. По­эт от­ме­ча­ет, что не­вос­пи­тан­ность де­тей — это не­счастье, как для них са­мих, так и для ро­ди­те­лей:

Ю. Ба­ла­са­гу­ни ис­сле­до­вал об­ще­че­ло­ве­чес­кие, нравст­вен­ные прин­ци­пы, ко­то­рые не по­те­ря­ли сво­е­го зна­че­ния и се­год­ня. Опи­ра­ясь на эти прин­ци­пы, мы и долж­ны вос­пи­ты­вать со­вре­мен­ное мо­ло­дое по­ко­ле­ние.

На­сле­дие мыс­ли­те­ля ока­за­ло боль­шое вли­я­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие куль­ту­ры тюрк­ских на­ро­дов. Сво­им твор­чес­ким ге­ни­ем Юсуф до­ка­зал, что тюр­ко­языч­ные на­ро­ды мо­гут вне­сти свой вклад в раз­ви­тие об­ще­ми­ро­вой куль­ту­ры.

(Пе­ча­та­ет­ся в со­кра­ще­нии).

А.И. На­рын­ба­ев,
док­тор фи­ло­соф­ских на­ук, про­фес­сор,
г. Биш­кек
Ис­точ­ник: http://www.roerichs.com



Оставить ответ