Становление арабской филологии. Ан-нахву — синтаксис

Ильм ан-нахву  النحو  – грамматика, синтаксис.

Предмет изучения: Эта наука изучает правильность постановки окончаний в словах, в зависимости от их местоположения в предложениях, сообразно тому, как говорят носители арабского языка во время их общения друг с другом.

Само слово «ан-нахву» имеет в арабском языке такое понимание  как: стремление; желание; подражание. Соответственно, название этой науки передает точное ощущение и чувство человека, который стремится и желает говорить так, как  говорят сами арабы на литературном языке.

Таким образом, предметом изучения можно назвать части речи, такие как: имена; глаголы; частицы, с их правильной постановкой и правильным окончанием и факторы, влияющие на них.

Свои доводы ан-нахву черпает непосредственно из самого литературного арабского языка; из Корана и Сунны (пророческих преданий); из поэзии и прозы. Все эти перечисленные источники носят в себе гарант непорочности литературного арабского языка,  они являются неким  эталоном, по которому равняются все ученые филологи и литературоведы. Эти источники смело можно отнести к фундаменту науки как ан-нахву.

Основоположником ан-нахву, по мнению всех историков, считается   Абу аль-Асвад ад-Дуалий (ум.67 г. по хиджре). В истории говорится, что этому побудило прямое указание повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Затем главы этой науки во время аббасидского халифа Харуна ар-Рашида были доработаны Халилом ибн Ахмадом (ум. 165 г. по хиджре). Далее, учеником Халила ибн Ахмада был тот самый  Сибавайх (Абу Башар Амру ибн Усман ибн Канбар, ум. 180 г. по хиджре), который совершенствовал эту науку, добавив множество правил и примеров из речи арабов.

Книга Сибавайха в последствии, стала академическим источником для всех тех, кто уже потом работал в области грамматики арабского языка. Параллельно с развитием ан-нахву формировалась такая наука как الصرف ас-сарф (спряжение, морфология). Если ан-нахву, как мы сказали, изучает правильность постановки окончаний слов в зависимости от их местоположения в предложении, то ас-сарф рассматривает построение самого слова и его производные. (Об этой науке мы подробно поговорим в последующих статьях).

Самыми основными академическими трудами в области ан-нахву и ас-сарфа, после Книги Сибавайха стали:

  • Трактаты Абу Амра аль-Хаджиба (Усмана бин Умара), который известен тем, что является автором популярных очерков в области   усуль аль-фикх. Перу этого человека принадлежит широко известный среди филологов всех веков труд под названием الكافية  (аль-кафия)  в области ан-нахву и (аш-шафия) в области ас-сарф. Все эти труды имеют колоссальное количество шархов (разъяснений) последующих улемов языковедов.
  • Трактаты Ибн Малика (Абу Абдаллах Мухаммад Джамал ад-Дин ибн Малик ат-Тайи, ум. 672 г. по хиджре). Перу этого автора принадлежит тот самый   альфият Ибн Малик (тысячник Ибн Малика), который имеет в себе множество шархов таких авторитетных ученых как: 1)   Ибн Хишам аль Ансарий (ум. 761г. по хиджре), его труд имеет название: Аудах ал-масалик иля альфият Ибн Малик  (Самые ясные пути к альфияту Ибн Малика). 2)  Аль-Кади Абдулла Бахауддин ибн Акиль аль-Мисрий (ум. 769г. х.), его труд:   Шарх Ибн Аклиль аля альфия (Разъяснения Ибн Акиля к альфияту).
  • К Ибн Малику принадлежит труд под названием Ламият аль-афаль (лямы глаголов) в области ас-сарфа. У него также есть сборник Хаайият аль-афаль (ха глаголов), где речь затрагивается только глаголов начинающихся с букв уау и йа.
  • Ибн аль-Хишаму аль-Ансарий принадлежит труд под названием   Мугни аль-лабиб ан кутуб аль-аариб; также, Шарх шузур аз-захаб фи магрифат калам аль-араб; а также,  Катар ан-нида ва баль ас-сада.
  • Труды Шейха аль-Азхара Мухаммада Махии ад-Дин Абд аль-Хамида; его комментарии к выше перечисленным трудам Ибн Малика, Ибн Хишама. К его перу принадлежит Ат-тухват ас-сунния шарх матн аль-аджрумия, в котором он дал краткие разъяснения к тестам   Мухаммада ибн Аджрум ас-Санхаджи (ум. 723 г. по хиджре).

К современным трудам в области ан-нахву и ас-сарф можно отнести  такие как:

  • Фуад Нигма, его труд: Мулаххас каваид аллюгат аль-арабия.
  • Саид аль-Афгани, его труд: Муджаз фи каваид аллюгат аль-арабия ва шавахидуха.
  • Али Джарим и Мустафа Амин:  Ан-нахву аль-вадых.
  • Мустафа аль-Гиляйний:   Джамиг дурус аль-арабия.
  • Аббас Хасан:  Ан-нахву аль-вафи.

Современные труды отличаются от предыдущих тем, что имеют в себе лаконичный, ясный и облегченный стиль. Тогда как в более ранних трудах можно увидеть академичность, строгость и множество коранических доводов, как в трудах Ибн Хишама аль-Ансарий.

Итак, исходя из вышесказанного, можно смело сказать, что именно ан-нахву был и есть основоположник всех филологических наук арабского языка.



Оставить ответ